Словацкая отоларингология

Как прошел чемпионат Европы по триалу

Все знают, что такое уши? В медицине это органы слуха, и занимаются ими отоларингологи. А вот на автоспортивном жаргоне «уши» — это переворот машины вверх колесами. И если в ралли или кольцевых гонках «уши» — это ЧП, то в триале они входят в правила игры.

Евротриал 2014 года, неофициальный чемпионат Европы по джип-триалу, проходил в тихом живописном уголке Словакии, около города Жилина. Расположившийся в долине реки Весы городок со всех сторон окружен отрогами горных систем Яворникова и Малая Фатра. Сами трассы были размечены в 5 км от Жилины, в небольшом поселке Летавска Лучка с населением 1800 человек.

На официальном сайте Евротриала2014 было выложено только описание проезда до Летавской Лучки, поэтому мы немного опасались, что поиск трасс в самом поселке окажется затруднительным. На самом деле для того чтобы увидеть надпись Off-Road и указующую куда-то направо стрелку, понадобилось лишь один раз проехать поселок из конца в конец. Дальше дорога пошла вверх и привела в конце концов в некое подобие котловины с ровным дном, в которой, собственно, и проводились соревнования. Немного в стороне от котловины располагался базовый лагерь, заметный издалека по обилию флагов разных стран.

Нас мало, но...

Всего на соревнование заявилось 117 экипажей из 17 государств. Приехали даже участники из Сан-Марино на легендарном итальянском внедорожнике Alfa Romeo Matta! Россия была представлена одним экипажем в классе Standard, двумя экипажами в классе Modified и одним спортсменом в классе Prototype.

В классе Standard Роман Баслер и Джонатан Найнигер, выступающие на автомобиле Suzuki Samurai под российским флагом, заняли 12-е место.

В классе Modified Андрей Варачев и Лев Тихонов (тоже на Suzuki Samurai) заняли 15-е место. Константин Жуков и Леонид Яцук из Перми на практически стандартном УАЗе оказались на 20-м месте. Их автомобиль определили в Modified исключительно из-за пружинной подвески. Невзирая на сложные трассы, они достаточно неплохо стартовали, но после поломки, оставшись с передним приводом и без запчастей (техничку не пропустили польские таможенники), вынуждены были только фиксировать старт и финиш.

В классе Prototype Юрий Самодуров на прототипе Spyder финишировал 12-м, так и не сумев превзойти свой результат 2011 года (тогда в Чехии он занял вторую ступеньку пьедестала).

Спортсмены, которых мы привыкли видеть в составе российской команды, в этом году выступали за другие страны. Например, Антон Филимонов выступал за Финляндию и занял 5-е место в классе Prototype. В итоге в командном зачете России досталось 10-е место.

Но вернемся к самому соревнованию... Трассы располагались на почти отвесных склонах котловины и представляли собой участки косогора, покрытые острым мелким щебнем с редкими каменными уступами. Покрытие обеспечивало достаточно уверенное сцепление колес с грунтом, но в некоторых местах прошедший накануне дождь превращал смесь мелкого песка и щебня в подобие болотистой каши. И эта «каша» могла располагаться не только в нижней части склона, но и выше. Таким образом экипажи могли попасть в каменистую ванну, наполненную субстанцией с вязкостью бетонного раствора, причем на любом участке трассы.


Классификация

В триале участвовали автомобили пяти классов, различающиеся по степени подготовки и по количеству отличий от изначального вида.

Original — стандартные автомобили, без изменений конструкции. В этом году в данный класс заявились 19 участников. Традиционно основной маркой автомобилей категории Original является Suzuki — 15 автомобилей из 19 и первые 6 мест. Мало кто может соперничать с юркими и маленькими Samurai, Jimny и LJ 80.

Standard — серийные автомобили, на которых разрешается только незначительный лифт кузова и небольшой тюнинг подвески с сохранением ее типа (рессоры/пружины).
В этом классе было 28 участников, список представленных марок автомобилей значительно шире: Jeep, Land Rover, Mercedes, Mitsubishi и даже « Нива». Но и тут половина (14 из 28) выступала на Suzuki, и участники на этих авто заняли первые три места.

Modified — модифицированные серийные автомобили, допускается глубокий тюнинг.
В этом классе 23 участника, автопарк разнообразен настолько, что в нем даже нашлось место для УАЗа. (Про Suzuki не буду говорить, сколько же можно!)

Promodified — разрешены практически любые изменения, за исключением управляемого заднего моста и активной подвески. И одно из основных требований — автомобиль должен быть похож на серийную модель, с крыльями, капотом и традиционными деталями кузова. Поскольку не уточняется, с какого расстояния он должен быть похож и каким зрением должен обладать человек, принимающий решение, автомобили (а спортивные снаряды в этом классе еще можно так назвать) имели весьма приблизительное сходство с оригиналами, на базе которых построены. А марку можно было угадать только по значку на том, что когда-то было капотом, да и то только в том случае, если гонщик считал нужным его оставить. Из 25 участников в этом классе только половина указала марки автомобилей, остальные ограничились кличками.

Prototype — если кратко, то можно все. Спортивный снаряд строится с нуля на основе пространственной рамы с управляемыми активными подвесками. Единственное требование — автомобиль должен приводиться в движение только колесами.
В этом классе все 22 автомобиля участников носили клички или, точнее сказать, имели собственные гордые имена. Преобладала почемуто паучья тематика. Тут тебе и просто Spider Юрия Самодурова, и Long Spider, и даже парочка Yellow Spider. Но есть и более привычный русскому уху «Мишка» Антона Филимонова. Почему-то нет червячков и иных земляных букашек.


В ожидании «ушей»

Всего было 16 трасс, или «секций». Четыре из них по уровню сложности были отданы исключительно под класс Original, а на остальных соревновались участники оставшихся категорий. Уровень сложности в этом случае определялся, как обычно, конфигурацией и установкой ворот.

Ввиду наличия серьезных уклонов можно было ожидать большое количество переворотов, так называемых «ушей». И эти ожидания оправдались! Почти каждые полчаса гонка останавливалась и на тропу войны выходил огромный экскаватор Cat. Его задачей была эвакуация тех машин, которые утратили способность к самостоятельному передвижению. Но настоящие «ушных дел мастера» после переворотов продолжали выступление как ни в чем не бывало!

Например, спортсмены из Германии на синем Suzuki Samurai под номером 319 при прохождении трассы положили машину набок, медленно сползли к обрыву, где их автомобиль еще раз перевернулся и встал на колеса. Но самые феерические «уши» исполнили участники из Финляндии Томас Нихолн и Еса Хакала. К сожалению, их автомобиль после такой акробатики не смог продолжать движение по трассе и печально повис на тросе.

И организация триала, и выбор места проведения оставили самое положительное впечатление. Секции располагались так, что заезды можно было просматривать буквально с любого места, — это предопределило огромное число зрителей. Естественно, население близлежащих городков присутствовало чуть ли не в полном составе, но хватало гостей со всей Европы, проделавших достаточно длинный путь. Ну а ясный солнечный день облегчил жизнь спортсменам и сделал времяпровождение зрителей особенно приятным.

Победители Eurotrial 2014
МестоЭкипажСтранаАвтомобиль
ORIGINAL
1Михал Эйнгер / Пал ГрюнвальдВенгрияSuzuki Samurai
2Йозеф Трулик / Зузана СтриборнаСловакияSuzuki Vitara
3Янош Коня / Оросс ТамасВенгрияSuzuki Jimny
STANDARD
1Оливер ВондрачекЧехияSuzuki Samurai
2Стефано Провера / Джорджио СфорцинИталияSuzuki Samurai
3Даниэль Данловски / Марсель фон ОттеГерманияSuzuki Samurai
12Роман Баслер / Джонатан НайнигерРоссияSuzuki Samurai
MODIFIED
1 Томаш Михал / Олина ГлаватаЧехияSemacruiser 6
2Ронни Аслаксен / Кент ОлсенНорвегияSuzuki SJ 413
3Эзио Касади / Джорджио ВентуриИталия Jeep Willis «Willi»
15Андрей Варачев / Лев ТихоновРоссияSuzuki Samurai
20Константин Жуков / Леонид ЯцюкРоссия УАЗ
PROMODIFIED
1Тармо Санисало / Мика УнимоненФинляндияSuzuki SJ 410 «Green Bee»
2Маурицио Гандино / Ливия МихайИталияDelta Mini Cruiser «Deltatoy»
3Сцилард Магьяр / Такаш ФанниВенгрияSuzuki Samurai
PROTOTYPE
1Якуб Михал / Ярослав ЗдобинскиЧехияOlsema 8
2Богдан Нови / Петр КоусалЧехияLong Spider
3Ларс ДахлШвецияYellow Spider
15Юрий СамодуровРоссияSpider

текст / фото: Юрий ТАГУНОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№10 октябрь 2014

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты