Наш бронепоезд...

«Оборонэкспо» во всей красе

Солдат должен стойко переносить тяготы и лишения военной службы. Но это в мирное время. Потому что в военное, под пулями, у солдата есть куда более важные задачи. И если техника, оружие и снаряжение доставляют ему одни только тяготы с лишениями, то лучше пусть они врагу достанутся. Похоже, подобные соображения наконец-то стали принимать всерьез, и создатели армейских новинок всё большее внимание уделяют удобству и безопасности своих творений. Не берусь сказать, насколько появившаяся тенденция связана со сменой руководства в министерстве обороны два года назад, но это повод для радости потенциального защитника отечества.

На выставке «Оборонэкспо-2014», прошедшей в минувшем августе вместо традиционного авиасалона в подмосковном городе Жуковском, нашему журналу, разумеется, была наиболее близка и интересна автобронетанковая тема. Вот уж где можно найти настоящие бескомпромиссные внедорожники, достойные искреннего уважения! Увы, в наше время прочность, долговечность, выносливость и проходимость стали редкими качествами в мире гражданских автомобилей. А здесь — пожалуйста, сколько угодно. Перемещаясь между стендами с колесными и гусеничными шедеврами инженерной мысли, можно до бесконечности восхищаться заложенным запасом прочности, геометрическими показателями, внушительностью облика... Смущает лишь то, что для применения в мирных целях годятся не все экспонаты: у некоторых много лишнего. Несколько тонн брони и всякое вооружение — это еще куда ни шло, можно демонтировать, заодно и машина полегче станет. Но что делать с прилагаемым в обязательном порядке взводом технического обслуживания?

Мечи и орала

Но если все-таки отвлечься от прозаических мыслей и задуматься над транспортными возможностями современных мобильных комплексов нашей армии, становится очень интересно. Взять к примеру новую зенитно-ракетную систему С-400, которую в этот раз впервые показали широкой публике вблизи. Так вот, если ракеты вместе с их пусковыми контейнерами заменить на полуприцепе высоким закрытым кузовом, то снабжать зимой продуктами и товарами оторванные от мира заполярные поселки при помощи таких машин может оказаться выгоднее и эффективнее, чем при помощи «Уралов», КрАЗов, ГТС, ГТТ, «Трэколов» или снегоходов с волокушами. Шестиколесный тягач БАЗ-6402 способен уверенно тащить за собой по бездорожью полуприцеп массой до 34 т. Тем более что вот уже несколько лет как разработан гражданский аналог этого автомобиля. Но формально выйдя из категории новинок, брянский тягач продолжает оставаться редкостью.

Тем временем Минский завод колесных тягачей, фактически главный конкурент Брянского автозавода на общем таможенном пространстве, расширяет свою линейку за счет легких универсальных моделей. Двухосный МЗКТ-5002 и трехосный МЗКТ-5003 — новые полноприводные грузовики, способные составить конкуренцию полноприводным КамАЗам с соответствующими колесными формулами. Эти машины созданы по заказу белорусской пограничной службы, но при этом полностью соответствуют обновленным тактико-техническим требованиям российской армии. Белорусское шасси оснащено независимой подвеской, традиционной для тяжелых многоколесных машин, издавна выпускаемых МЗКТ, а значит, плавность хода и управляемость на высоких скоростях у этих грузовиков должны быть в числе заведомых достоинств.

Два тайфуна и кухня

Кстати, именно независимой подвеской, причем с гидропневматическими упругими элементами, позволяющими менять дорожный просвет и жесткость, были оснащены новинки двух ведущих российских автозаводов. И УралАЗ, и КамАЗ представили каждый свое видение многоцелевого защищенного тактического автомобиля, созданного в рамках проекта «Тайфун». В зависимости от оснащения такая машина может быть передвижным командным пунктом, транспортом для мобильной группы специального назначения, перевозчиком особых грузов, скоростной огневой точкой. Поэтому у базового шасси должна легко меняться комплектация, внутренняя компоновка и внешнее бронирование. Во всех вариантах обеих машин противоминную защиту обеспечивает V-образная форма днища — решение, впервые примененное на отечественных грузовиках. Трехосный «Тайфун-К» из Набережных Челнов получился футуристичным и локомотивоподобным. Двухосный капотный миасский «Тайфун-У» — более традиционным, но оттого не менее внушительным. Какую из машин примут на вооружение или заводы сохранят традиционный паритет в снабжении армии, пока неизвестно.

Тема защиты, в том числе бронирования, небоевой техники, похоже, становится приоритетной. Бронированными кабинами, причем со скрытыми бронепанелями, могут, например, оснастить пожарный автомобиль. Или топливозаправщик. Правда, во втором случае имеет смысл так же полноценно защищать цистерну. Иначе в случае обстрела бронекабина может превратиться в несгораемую духовку.

Еще одна машина, мимо которой с учетом опыта организации марафонских экспедиций я никак не мог пройти, — это самоходная полевая кухня. Полноприводный КамАЗ, заточенный под перевозку и приготовление еды. В его кунге — несколько плит и духовка. Одновременно можно готовить полноценный обед и даже печь хлеб. Все работает на солярке, чтобы не возить с собой дополнительное топливо. Тут же разделочные столы, мойка, ящики для продуктов, емкости для воды и всяческие поварские инструменты и принадлежности. В общем, практически готовая база для внедорожного кафе, способного прокормить, судя по техническому описанию, до двухсот человек одновременно.

Не только колеса

Что касается гусеничной техники, то помимо танков, БМП и других могучих носителей крепкой брони в сферу интересов военных попали легкие машины с мотоциклетными двигателями и гусеницами типа снегоходных. Они даже участвовали в демонстрационных заездах перед публикой на специально организованном танкодроме. При этом один из череповецких снегоболотоходов «Пелец-300» был оснащен системой дистанционного беспилотного роботизированного управления. Помимо прочего этот агрегат способен следовать за лидером в колонне или самостоятельно двигаться по маршруту, проложенному через несколько точек с заданными координатами. При этом датчики гусеничного робота способны самостоятельно определять препятствия и выбирать оптимальный путь. Так что вполне возможно, что спустя несколько лет, когда электронный разум усовершенствует свои способности в стратегической оценке препятствий и расчете маршрутов, мы с вами станем свидетелями трофи-битвы «Люди против роботов».

А еще, что приятно, оказывается, в нашей стране научились делать современные моторы, способные составить конкуренцию нынешним массовым двигателям, не менявшимся еще с шестидесятых годов. Ярославский моторный завод представил свое новое семейство рядных турбодизелей, разработанных в содружестве с компанией AVL — «шестерку» объемом 6,65 л и 4,43-литровую «четверку». Эти моторы, предназначенные для самой разной военной, строительной, грузовой, сельскохозяйственной и даже речной техники, допускают несколько степеней форсировки, оснащение одной или двумя турбинами и интеркулером. Но у всех, как и положено в наше время, подачей топлива заведуют общая рампа с электронным управлением и насосы-форсунки. В связи с этим очень интересно, что появится раньше в дальних гарнизонах: новая техника с common rail или высококачественное дизтопливо.

P.S. Политические события последних месяцев привели к тому, что международный статус военному салону придавали главным образом братьябелорусы и совсем уж редкие экзотические гости из дальнего зарубежья, которые с собой никакой самодвижущейся техники не привезли. А потому сравнить отечественные вездеходы с их западными аналогами не получилось. Вместо этого основным лейтмотивом разговоров на стендах и важной темой на форуме «Технологии в машиностроении», частью которого была выставка «Оборонэкспо», стало «чем заместить внезапно запретный импорт и как локализовать недостающее производство».

текст / фото: Евгений КОНСТАНТИНОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№10 октябрь 2014

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты