Иностранный десант в «Северный лес»

Этап Кубка FIA по бахам снова в России

В нашей стране не так уж много автомобильных гонок, имеющих самый высокий международный рейтинг. Одна из них – этап Кубка FIA по бахам «Северный лес», вот уже второй раз проводящийся в окрестностях СанктПетербурга в таком статусе

Единственная в мире снежноледовая баха «Северный лес» впервые стартовала в Ленинградской области в 2003 году. За восемь лет гонка последовательно повышала свой статус — от этапа Чемпионата России через звание кандидата на международные гонки до своего нынешнего ранга. Напомним, что баха — это разновидность ралли-рейдов, проходящая на небольшой дистанции в течение одного — трех дней.

Федерация автоспорта 4х4 СанктПетербурга за годы существования этого соревнования довела его организацию до идеального состояния. Трасса подготовлена на высшем уровне, не было и характерных для других автогонок проволочек и задержек — механизм отточен многолетним опытом. Чтобы гонка состоялась, потребовался большой труд энтузиастов автомобильного спорта Игоря Кана и Руслана Мисикова. Они долгие годы отдают свои силы и средства делу развития раллирейдов в Северной столице.

Зарубежные гости

В стартовом листе гонки значилось гораздо больше иностранных экипажей, чем в прошлом году. Заявки подали Балац Жаля и Ласло Бункожи из Венгрии, польско-бельгийский экипаж Кшиштоф Холовжич и Жан-Марк Фортин, португальцы Нуно Матос и Филиппе Серра, итальянцы Рикардо Гароцци и Брайни Руди, представители Казахстана Андрей Чередников и Евгений Кузнецов, украинец Богдан Новицкий. Кроме того, на «Лесе» традиционно проходил этап Чемпионата Латвии по ралли-рейдам, хотя в его стартовом листе присутствовали в основном россияне. В прошлом году иностранцы настороженно отнеслись к необычному зимнему этапу, но в этом в погоне за очками в зачет Кубка FIA прибыло в три раза больше зарубежных спортсменов. Однако участию в бахе еще большего числа ведущих мировых спортсменов мешает то, что крупнейшая в мире гонка — « Дакар» — завершилась совсем недавно, поэтому многие не успели доставить машины в Европу и подготовить их к дистанции. Сказывается и сложность прохождения границ нашей страны для иностранной техники. Всего же во всех зачетах стартовали 44 гонщика.

Очень скользкая трасса требует хороших навыков управления автомобилем на льду, и здесь победу прочили россиянам, так как зимние гонки в нашей стране не редкость. Но иностранцы быстро адаптировались и с первых же спецучастков включились в борьбу за подиум. С самого старта лидерство захватил польский пилот Кшиштоф Холовжич да так и не упустил его до финиша. Питерскому пилоту Борису Гадасину не удалось догнать быстрого поляка — помешали заклинивший суппорт, а затем спущенное колесо. Неоднократный чемпион России по классическому ралли Александр Желудов, решивший поменять амплуа, вышел на второе место по итогам соревнования — его победный дебют лишний раз продемонстрировал, что для получения хорошего результата в первую очередь необходимо водительское мастерство, а не дорогостоящая спортивная техника.

В зачете «Продакшн», где выступают почти серийные машины, победил семейный экипаж, состоящий из отца и сына — Виктора и Анатолия Воликовых. Кстати, Виктор многие годы успешно выступает в трофи-рейдах самого высокого ранга, а несколько лет назад начал успешно осваивать «смежные дисциплины». На втором месте — экипаж из Казахстана, на третьем — португальцы.


Вавренюк Богдан

Про баху: Отличная гонка, прекрасная организация! Да и погода не подвела — заснеженная трасса и окружающий ее лесной массив полностью соответствовали названию мероприятия. Искренне считаю, что данное соревнование заслуживает большего внимания со стороны зарубежных команд.

Про результат: В национальном зачете молодость проиграла опыту, и экипаж занял почетное второе место, но, надеюсь, участие во всех этапах Чемпионата и Кубка России должно принести свои плоды и вывести нашу команду на призовое место.


Национальный класс

Часто представителей СМИ упрекают в том, что они слишком мало внимания уделяют «младшему классу» — пилотам, выступающим на автомобилях отечественной сборки. Постараемся исправить ситуацию и подробно рассказать про то, как проходила схватка среди этих спортсменов.

В национальном зачете российского чемпионата основное соперничество должно было разгореться между двумя гонщиками, успешно выступавшими в автоспорте еще во времена СССР, — Биньямином Джепаевым из Ульяновска и Юрием Боровиковым из Тольятти. Явным претендентом на победу был также экипаж, состоящий из неоднократных обладателей Кубка России и призеров Чемпионата прошлых лет Олега Белова и Константина Купцова. Пресс-служба соревнования даже устроила тотализатор для гостей гонки, желающих поучаствовать в прогнозах на расстановку призовых мест, и большинство голосов было отдано именно этой тройке. Но, как обычно в ралли-рейдах, побеждает не тот, кто раньше всех едет, а тот, кто первым доедет до финиша. « Нива» Белова в конце первого круга неожиданно сошла из-за технических проблем, а в борьбу между мэтрами этого класса включился коломенский гонщик Богдан Вавренюк, выступающий на классическом УАЗе в отличие от УАЗа « Патриот» Джепаева. Технические проблемы преследовали машину Джепаева на протяжении всей гонки, но, несмотря на это, ему удалось удержаться в числе призеров. Верхняя ступенька подиума досталась тольяттинцу Боровикову, пилотировавшему Chevy Niva. Коломенский спортсмен Богдан Вавренюк занял второе место, лишь немного уступив победителю. Пришедший относительно недавно в ралли-рейды Богдан стремительно врывается в число лучших гонщиков «нацкласса» России.

Кстати, приняв участие в соревнованиях, я убедился в том, что гонщики на УАЗах — самые мужественные спортсмены. «Дубовая» подвеска «козла» требует отменного здоровья, крепкого позвоночника и здорового вестибулярного аппарата. В отличие от «Нивы», не говоря уже о Chevy Niva, УАЗ — самый некомфортный гоночный автомобиль, к тому же в нем чаще всего возникают технические проблемы.

По итогам проведенного тотализатора среди зрителей большую хрустальную вазу от пресс-центра получила угадавшая всех призеров и их расстановку на подиуме в классах Т1 и Т2 Екатерина Николаева.

Послефинишные скандалы

Практически ни одна хорошая гонка не обходится без так называемого третьего круга — разбора поступивших протестов. На «Северном лесе» они касались технических требований к подготовке машин. В середине декабря 2009 года FIA выпустила новую редакцию приложения J к спортивному кодексу, где в пункте 285 описаны требования к двигателям автомобилей. Диаметр впускного тракта моторов ограничивался 35 мм с помощью специального кольца — рестриктора. Ограничения необходимы, чтобы уравнять шансы двигателей разной мощности. Однако они были сделаны с оговорками и сносками, в которых говорилось, что 35 мм необходимы для стандартных моторов, а 34 — для значительно переделанных. Александр Желудов на стадии технических проверок не скрывал, что мотор его Mitsubishi L200 оснащен рестриктором 35 мм, но он был допущен до гонки. С начала технических проверок и в ходе всего соревнования некоторые участники пытались узнать у руководства, какой размер колец им разрешен, но ответа так и не получили. После финиша двигатели вскрыли и сразу выявили превышение допустимых размеров у занявших первое и второе места в международном зачете Холовжича и Желудова. Поляк, воспользовавшись правом пилота листа приоритета FIA, добился опломбирования своего рестриктора и отправки его в Женеву для проведения экспертизы техкомиссарами FIA. А Желудова исключили из зачета FIA. Это принесло второе место Борису Гадасину, а третье — Александру Мироненко. Что характерно, из зачета Чемпионата России Александра Желудова не исключили, и это подтвердило факт двоякости толкования формулировок регламента.


Открытое письмо Ярослава Соловьева

В связи со скандалом, произошедшим во время мероприятия, некоторые гонщики приняли решение не участвовать в Чемпионате России 2010 года. В начале соревнования организаторам были заданы вопросы, касающиеся технических требований к подготовке автомобиля, но ответов спортсмены так и не получили.

Открытое письмо Ярослава Соловьева, адресованное всем участникам Чемпионата России по ралли-рейдам-2010 и другим заинтересованным лицам:

«В связи с глубоким непрофессионализмом в действиях технических комиссаров на Чемпионате России по ралли-рейдам-2010 и незнанием ими технического регламента FIA на 2010 год, а также искажением правдивой информации руководителем гонки Светланой Шаховой о действиях нашего экипажа в ходе бахи «Россия. Северный лес-2010» мною принято решение о прекращении дальнейшего участия в Чемпионате России-2010. Сожалею, что действия технических комиссаров и руководителя этого спортивного события омрачили впечатления от него и перечеркнули усилия всех, кто старался провести мероприятие на должном уровне.

Желаю всем участникам Чемпионата России справедливой спортивной борьбы в этом году».


Итоги

Многие участники отмечали, что на предстартовой техкомиссии было большое количество мелочных придирок. Например, предъявлялись претензии к царапинам (не трещинам) на шлеме и порванным перчаткам. Видимо, все силы комиссаров были пущены на ловлю блох, а вот «слона» (несоответствие двигателей техтребованиям) и не заметили.

«Северный лес» в очередной раз продемонстрировал, что у России есть огромный потенциал для проведения соревнований самого высокого уровня по ралли-рейдам, причем в уникальных природных условиях — таких нет практически нигде в мире. В 2010 году базовый лагерь гонки переехал на горнолыжный курорт «Игора», и торжественного старта на Исаакиевской площади Санкт-Петербурга не было. С одной стороны, это сэкономило силы и деньги организаторов и участников, но, с другой, отсутствие пафосного старта заставило спонсоров призадуматься о выгодности вложений в ралли-рейды. Надеемся, что в следующем году на гонку под Санкт-Петербургом съедется еще больше сильных иностранных спортсменов, чтобы помериться силами между собой и с россиянами, и снова возобновится красивая процедура открытия «Северного леса» на одной из красивейших площадей Северной столицы.

Победители гонки
Международный зачет Т1
1Кшиштоф Холовжич
Жан-Марк Фортин
Nissan Navara OverdriveПольша
Бельгия
2Борис Гадасин
Владимир Демьяненко
G-Force ProtoРоссия
Россия
3Александр Мироненко
Сергей Лебедев
Nissan Frontier CrewРоссия
Россия
Международный зачет Т2
1Виктор Воликов
Анатолий Воликов
Toyota LCРоссия
Россия
2Андрей Чередников
Евгений Кузнецов
Isuzu D-Max G-ForceКазахстан
Казахстан
3Нуно Матос
Филиппе Серра
ISUZU D-MAXПортугалия
Португалия
Чемпионат России Т1
1Александр Желудов
Андрей Рудницкий
Mitsubishi L200 
2Борис Гадасин
Владимир Демьяненко
G-Force Proto 
3Александр Мироненко
Сергей Лебедев
Nissan Frontier Crew 
Чемпионат России Т2
1Виктор Воликов
Анатолий Воликов
Toyota LC 
2Алексей Яськов
Кирилл Чапаев
Nissan Patrol 
3Александр Олейников
Алексей Кузьмич
Mitsubishi Pajero 
Чемпионат России — «национальный класс»
1Юрий Боровиков
Владимир Рогожин
ВАЗ-21230 
2Богдан Вавренюк
Павел Костенко
УАЗ-315195 
3Биньямин Джепаев
Дмитрий Рыбин
УАЗ « Патриот» 
Чемпионат России — команды
1G-Force Motorsport  
2Arthurs Racing Team  
3Protechmsport  

текст: Алексей МЕНЬШЕНИН
фото: Мария ГОРШКОВА, Владимир ШИШОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№4 апрель 2010

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты