Шамбала средней полосы

По местам боевой славы и скорби

В далекие 70-е годы среди московских мальчишек ходила легенда о существовании какой-то мифической «Черной горки», где земля буквально усыпана патронными и снарядными гильзами. Возможно, детей военной поры этим нельзя было удивить. Но нам, выросшим в мирное время, подобный армейский хлам казался несметным богатством

А теперь представьте, что вам, уже взрослому человеку, начинают рассказывать о каком-то болоте, которое и по сей день, через 60 с лишним лет после Победы, завалено останками автомобилей и прочей техники, брошенной нашими войсками при отступлении в 1941 году. Причем собеседник даже показывает фотографии, где в проржавевших кусках железа отчетливо узнаются детали полуторки и «эмки». Сразу всплывают школьные воспоминания — ведь на самом деле рассказывали чистую правду, вот только мало кому удалось побывать в этой детской Шамбале. Легендарная «Черная горка» существовала на самом деле и находилась рядом со станцией метро «Нагорная» — на том месте, где сейчас горнолыжный магазин «Кант». Похоже, там во время войны располагался завод по переработке патронных и снарядных гильз, который работал с большим размахом, так как еще во времена Олимпиады-80 пустыри вокруг были по щиколотку усыпаны проржавевшими гильзами. И теперь, когда тебе, автомобильному журналисту, показывают на фотографиях россыпь обломков машин времен войны, во всем теле появляется какой-то кладоискательский зуд. Пара месяцев ушла у нас на то, чтобы подготовиться к этой вылазке. Самое главное — надо было правильно подобрать экспедиционный автомобиль. По рассказам, добраться туда можно только на хорошо подготовленном внедорожнике.

GPS-координаты точек привязки
NNШиротаДолготаОписание
1N 55.790636E 37.367481Выезд из Москвы по трассе М9 «Балтия»
2N 56.315191E 29.391915Пустошка Псковской области, поворот с трассы М9 направо, на трассу М20
3N 59.020704E 29.955559Мшинская, съезд с трассы М20 направо, в сторону деревни Луги
4N 59.049964E 30.097599Конец садоводческого товарищества, Т-образный перекресток, поворот налево
5N 59.102561E 30.105314Второй Т-образный перекресток, поворот направо, на лесовозную дорогу
6N 59.104196E 30.119329Деревня Луги, конечный пункт назначения
7N 57.814334E 28.339740Псков, музей романа «Два капитана»
8N 57.812229E 28.338047Псков, Поганкины палаты, Псковский краеведческий музей
9N 57.804049E 28.359842Псков, привокзальная площадь, Железнодорожный музей
10N 57.341416E 28.352862Город Остров, цепной мост
11N 57.343691E 28.349841Город Остров, Островский краеведческий музей
12N 56.174782E 34.572883Город Зубцов, памятник Т-34
13N 56.148283E 34.895405Трасса М9, памятник
Маршрут прописан при помощи GPS-навигаторов, предоставленных компанией «МакЦентр»



Проблема выбора

Ничего подобного в свободном доступе не нашлось, и какое-то время проблема выбора сводилась лишь к тому, что лучше взять — бензиновый Jeep Wrangler с лебедкой или дизельный Land Rover Defender, но без лебедки? Остановились на последнем варианте, так как за этой машиной уже не первое десятилетие тянется шлейф славы одного из самых серьезных внедорожников, даже в конвейерном варианте. Причем нам достался автомобиль уникальный, выпущенный ограниченной серией в честь 60-летнего юбилея модели. В подобной комплектации изготовлено всего 1300 экземпляров на весь мир, причем из этого числа только 300 штук с кузовом кабриолет, включая наш автомобиль. Да-да, вы не ослышались — болота мы отправились покорять именно на внедорожном кабриолете. Конечно, несколько странный выбор для конца лета в средней полосе России, но что поделать — такова нелегкая работа автомобильных журналистов.

Второй экипаж экспедиции отправился в дорогу загодя, и, так как мы не были уверены, что на болотах работает мобильная связь, договорились встретиться в поселке Мшинская, который стоит прямо на трассе М20 в 109 км от Санкт-Петербурга. Помня о круглосуточном плотном потоке транспорта, густо насыщенном большегрузными фурами, на трассе М10 «Россия», мы решили добираться к точке рандеву через трассу М9 «Балтия», которая после границы Московской области вообще практически пустая. Действительно, в этой части наши надежды полностью оправдались, однако мы не учли несколько моментов. Основной — дорожные рабочие также решили, что, раз по трассе почти никто не ездит, и работать можно не спеша. На одном из участков они отгородили под ремонт половину дороги на протяжении нескольких километров, согнав весь поток так, что в одном направлении машины ехали по оставшейся свободной полосе, а в противоположном — прямо по грунтовой обочине.


Наш навигатор

Так как в ходе экспедиции нам предстояли и пешие марш-броски, помимо автомобильного GPS-навигатора PocketNavigator PN-7020, компания «МакЦентр» любезно предоставила новинку российского рынка — GPS-коммуникатор Mio Explora K70. Кроме функций телефона, работающего в четырех диапазонах GSM с поддержкой сотовых сетей 3,5G и навигатора c установленной программой «Автоспутник», Mio Explora K70 оснащен целым набором программ под управлением Windows Mobile 6.1 Professional, которые дают возможность для работы с документами, электронной почтой и мультимедийными приложениями.

Разницу в поколениях навигаторов мы заметили сразу — благодаря мощному современному процессору Mio Explora K70 гораздо быстрее загружается, находит спутники и просчитывает маршрут. Кроме того, хоть нам достался абсолютно новый экземпляр прямо из коробки, с «нераскачанной» батареей, но в лесу в режиме навигации он сумел проработать больше 6 ч, превысив заявленный производителем срок непрерывной работы в полтора раза.


Федеральные ухабы

Ямы на ней встречались такой величины, что даже КамАЗы пасовали перед ними. Особенно весело было на обратном пути в Москву, когда пришлось преодолевать этот участок в полной темноте. Причем собственно дорожные работы ведутся лишь в самом начале огороженного участка — зачем надо было закрывать сразу несколько километров трассы, совершенно непонятно. Кстати, о ямах на обочине и не только. Какие, оказывается, ровные дороги в Москве! Понимаешь это, только прокатившись по нашим федеральным трассам на Land Rover Defender.

Не в своей стихии

Его жесткая, неубиваемая подвеска передает на кузов сотрясения от малейших ям и бугорков на асфальте — порой чувствуешь себя сидящим на самодвижущемся вибростенде. Добавьте к этому издержки кузова кабриолет — гуляющие по салону сквозняки и хлопающие в потоках воздуха полотнища мягкого верха. Самой большой насмешкой выглядит аудиосистема — можно вывернуть громкость звука хоть на полную катушку, музыку все равно не будет слышно в этой какофонии. Да и потом, в болотах, Defender показал себя настоящим внедорожником — это его родная стихия. Но для дальних поездок машина совершенно не приспособлена. Для экспедиции, подобной нашей, его лучше везти за собой на прицепе. В характеристиках машины заявлена максимальная скорость 145 км/ч, однако самая комфортная — не больше ста, а лучше поменьше.

Стоит еще вспомнить почти кубическую форму кузова Land Rover Defender — с точки зрения аэродинамики машина представляет собой летящий над дорогой кирпич. Так что и топливная экономичность прямо пропорциональна скорости автомобиля — между 100 и 120 км/ч разница в расходе топлива составляет около 2 л на сотню. Попытка разогнаться на Новорижском шоссе до 130 км/ч привела к тому, что стрелка уровня горючего в баке поползла вниз прямо на глазах. А вот попусту расходовать топливо на трассе М9 не следует: обычно автозаправки так или иначе находятся вблизи населенных пунктов, а на дороге «Балтия» их не так много. Заслуживающих доверия — еще меньше. Не зная этого, мы заправились гдето в Тверской области на приличной с виду АЗС. Солярку, что залили нам в бак, даже бывалый вояка Defender переварил с трудом, перестав тянуть на высших передачах.

Выбившись из сил и из графика, к ночи мы все-таки добрались до места назначения. Осматриваться решили уже утром. А посмотреть, оказывается, было на что — едва мы пошли на разведку по той самой лесной дороге, где в те же дни 68 лет назад советские войска вырывались с боями из окружения, как уже метров через сто от нашего лагеря по обочинам стали встречаться следы войны. Куски покрышек ЗИС5, траки от гусениц, неразорвавшиеся ручные гранаты и какие-то уж совсем невнятные куски железа — чем дальше мы углублялись в лес, тем чаще и чаще попадалось что-то подобное. Сперва мы радостно бросались к каждому замеченному куску железа, но вскоре весь этот разномастный металлолом стал надоедать. Время шло, а вот сколь-либо отчетливые детали автомобилей так и не находились, если не считать валявшихся на болоте куска задней части «эмки» и перевернутой полевой кухни.

Огорченные столь небогатым «уловом», на следующий день мы решили исследовать другую дорогу. И тут нас ждал действительно сюрприз — на одной из полянок лежали вперемешку остатки сразу нескольких автомобилей. Среди того, что удалось опознать сразу, — рама от полноприводной модификации «эмки» — ГАЗ-11-73, куски от ее кузова и кабина от полуторки. Похоже, именно этот железный натюрморт мы и видели на фотографиях. Кстати, рама от «эмки» оказалась единственной такой деталью из найденных. Что удивительно, нам попадались лишь элементы кузовов. А вот двигатели, мосты или хотя бы фрагменты от них ни разу не встретились. Хотя в мемуарах ветерана дивизии СС «Полицай» удалось найти такую цифру: в сентябре 1941 года немцы среди брошенной советскими войсками техники одних только грузовиков насчитали свыше 800 штук.


Исторический экскурс

В период с 23 по 26 августа 1941 года в результате прорывов немецких ударных группировок 4-й танковой группы Гепнера и войск 16-й полевой армии довольно значительная часть советских войск попала в оперативное окружение в районе Луги.

Немецкие войска (дивизия СС «Полицай» под командованием генерала Мюльферштедта) заняли Лугу 24 августа. Отходившие в это время на Сиверскую соединения Лужской оперативной группы советских войск под командованием генерала Астанина были окружены немцами 26 августа.

В «котле» оказались 24-я танковая дивизия, 70-я, 90-я, 111я, 177-я, 235-я стрелковые дивизии, 1-я и 3-я ДНО (дивизии народного ополчения). С севера «стенку котла» образовывала 8-я немецкая танковая дивизия. Западный, южный и восточный внутренние фронты «котла» создавали 41-й моторизованный, 50-й и 28-й армейские корпуса немцев. Окруженным южнее Сиверской частям советских войск пришлось разделиться на группы и с боями прорываться из окружения, чтобы выйти на соединение с войсками фронта под Ленинградом.

Сделать это удалось немногим. Бои в Лужском котле продолжались до середины сентября 1941 года. В период с 10 августа дивизией СС «Полицай» было снято 6500 мин, захвачено 433 ДОТа и ДЗОТа, подбито 53 танка. В немецкий плен попали около 20 000 советских солдат и офицеров.

Крушение фронта под Лугой привело в итоге к прорыву вражеских войск к Ленинграду. Уже 8 сентября 1941 года немцы взяли Шлиссельбург и блокировали город на Неве с суши.


Мы были не первые

Видимо, послевоенные шоферы и механизаторы из окрестных МТС при таком количестве брошенной техники ходили в лес, как на склад запасных частей. Но даже они не смогли все растащить — по воспоминаниям местных жителей, еще в 70-х годах на лесной дороге догнивало несколько десятков машин. Уже в наше время здесь пополняли свои запасники музейщики — в начале ХХI века один только Национальный автомобильный музей под руководством Андрея ЗначкоЯворского вывез из здешних болот как минимум один автобус и пару тракторов. Ну а завершили дело вездесущие сборщики металлолома… Та полянка с рамой от «эмки» уцелела лишь потому, что между ней и выходом из леса бобры перегородили ручей, устроив довольно большое озеро. Причем, зная человеческую страсть к разрушению, свою плотину бобры украсили гранатой РГД-33 из местных запасов.

На обратном пути в Москву мы заехали в город Остров Псковской области, чтобы полюбоваться на уникальные цепные мосты, построенные в середине XIX века по приказу Николая I. Неподалеку от них наше внимание привлекла композиция из пучка вертикально установленных стволов орудий небольшого калибра. Оказывается, таким образом украшен вход в местный краеведческий музей. Его директор сам руководит поисковым отрядом, и экспозиция первого этажа полностью состоит из находок.

Судя по тому, что там выставлено, если провести в окрестных лесах и болотах чуть больше времени, чем это сделали мы, есть шанс украсить книжную полку весьма любопытными трофейными артефактами. Причем, сдается нам, в музее выставлены далеко не все находки и наверняка не самые ценные.


Бытовой момент

Жизнь в лесу крайне демократична: спали в палатках, готовили на костре, питались захваченными из дома консервами, хотя изрядную долю рациона составляли блюда из собранных здесь же грибов. На болотах полно ягод — черника, брусника, клюква. Вот только, дорвавшись до подобного изобилия, старайтесь все-таки держать себя в руках, иначе вам грозят проблемы с пищеварением. Хотя пригоршня кисленькой брусники прекрасно освежает во время длительных пеших походов.

Кровососущие насекомые есть, но не в пугающих количествах — год назад в Карелии они досаждали гораздо сильнее. Так как вокруг болота, смотрите под ноги — частенько встречаются гадюки. Впрочем, если на них не наступать, то они не особо стремятся с вами познакомиться. К счастью, как и более крупные животные — в грязи лесной дороги мы увидели совершенно свежие отпечатки медвежьих лап, причем в самом опасном сочетании — медведицы с медвежонком.

Больше всего досаждает болотная сырость — дрова настолько пропитаны водой, что мало помогали и солярка из бака, и специальная жидкость для розжига костров. Влажность вездесуща — из вещей что не грязное, то сырое. Распаковав дома одежду, я понял, что перестирывать придется даже ненадетое — все было пропитано запахом болота.


текст: Алексей ХРЕСИН
фото: Андрей СОРОКИН

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№11 ноябрь 2009

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты