Воспоминания о будущем

I этап национальной серии W.E. ROCK. США

За годы журналистской работы мне довелось побывать не на одном десятке внедорожных соревнований – трофи-рейдов, триалов и спринтов. Но по большей части это были наши, российские мероприятия. Разумеется, мне очень хотелось посмотреть, как это происходит за пределами родных просторов. Русский человек вообще любопытен, особенно в отношении событий за рубежом. Помните, как у Леонида Филатова, в знаменитой «Сказке о Федоте-стрельце, удалом молодце»: «Вызывает антирес ваш технический прогресс: как у вас там сеют брюкву – с кожурою али без?..» – «Yes!»

В прошлом году мне впервые выпала возможность своими глазами посмотреть на то, как проходят заграничные соревнования, причем не где-нибудь, а в США, царстве «развитого офф-роуда». Впечатлений от той поездки было очень много, хватило на пару номеров, а вот отчет о посещении непосредственно соревнований надолго лег в редакционный портфель, где и покрылся… пылью.

И вот, наконец, следующая командировка, на первый в этом году этап национальной серии по роккроулингу W.E. ROCK в городке Глоуб (штат Аризона).

Идентификация младенцев

В Глоуб мы приехали уже в сумерках... В прошлом году я чувствовал себя в Америке, словно Незнайка на Луне. Все было так ново! На этот раз все было иначе. То и дело я натыкался на знакомых по прошлому году спортсменов и журналистов. При этом узнавали и меня: «Привет, Андрей! Как дела в России?» Получив традиционные для США пропуска-браслеты типа «бэби-тэгз» (такие пластиковые полоски американцы используют для идентификации младенцев в родильных отделениях), я с чувством выполненного долга (добрался же!) отправился спать.

Пресса денег не берет!

Место проведения соревнований оказалось буквально в полумиле от мотеля, в котором я устроился. Поворот на грунтовку – и вот, собственно говоря, и паркинг (в Америке все начинается с паркинга, даже театр). Но в данном случае «паркинг» звучит слишком патетично: обычная гравийная площадка, отделенная от «пит-зоны» (то есть зоны, выделенной для команд-участниц) веревочками с флажками. О зрителях организаторы первого этапа серии W.E. ROCK явно позаботились: в передвижном киоске шла бойкая торговля майками и бейсболками с символикой соревнований, а в нескольких кафе на колесах уже разводили пары под мангалами. У въезда две симпатичные девахи собирали мзду за парковку, причем сумма составляла не много не мало, а десять долларов! Я было приготовился расстаться с одной из бумажек с изображением президента Гамильтона, но фотограф команды Red Bull Крейг Споллинг произнес волшебное слово «Press» и продемонстрировал браслет-пропуск. Тем временем в огороженных цветными ленточками секциях (американцы называют их «курсами») уже вовсю кипела жизнь – пилоты и споттеры проводили рекогносцировку полей предстоящих битв. Спешно хватаю рюкзак с орудиями журналистского труда и выдвигаюсь на аккредитацию.

И одно из России…

Аккредитация заняла неожиданно мало времени. Мне дали заполнить формуляр с именем, фамилией и наименованием издания, после чего попросили подписать инструкцию по технике безопасности, которая сводилась к тому, что я обещаю не попасть под кувыркающийся автомобиль. Ну а если автомобиль на меня все же свалится, то я буду «сам дурак» и поэтому заранее отказываюсь от каких-либо претензий к организаторам. Затем мне зачем-то поменяли синий браслетик-бирку на зеленый и повесили на шею неизменный бэйджик. Все, можно идти работать… И тут я, как и в прошлом году, несколько растерялся. Ведь действие будет происходить одновременно в десятке секций, размеченных на склонах небольшого каньона. Куда бежать? Где будут самые интересные события? Понять это было совершенно невозможно. В какой-то момент звучащий из динамиков рок-н-ролл сменился голосом комментатора. Я попробовал прислушаться, но ничего полезного для себя не почерпнул. Комментатор напомнил, что мы находимся на первом этапе серии World Extreme Rock Crawling, перечислил титульных спонсоров и сообщил, что соревнование освещают все ведущие внедорожные журналы США и даже одно издание из России. Делать нечего – глубоко вздохнув и расчехлив камеру, я полез за ленточку, огораживающую первую, самую ближнюю к штабу секцию. В нее как раз въехал первый участник. Судя по тому, что именно перед этим «курсом» организаторы поставили трибуны для зрителей, здесь будет интересно.

Сено-солома

Соревнования по рок-кроулингу напоминают ставший уже привычным для нас джип-триал. Ну и что из того, что вместо вешек используются конусы, что площадь секций («курсов»), как правило, весьма невелика, и в них располагается значительно меньшее число ворот, чаще всего – не более двух. Третьи ворота обычно «бонусные», за их прохождение полагаются «отрицательные» очки, уменьшающие сумму набранных штрафов. Зато самих «курсов» много. Например, на W.E. ROCK каждому из участников предстояло пройти по 10 курсов: по 5 в первый день и по 5 во второй. Еще одно отличие – ворота в рок-кроулинге могут иметь разнуюширину, поскольку они просто обозначают створ, через который должен пройти автомобиль. Но главное – уровень экстремальности препятствий пока что, увы, несопоставим. Не скрою, при взгляде на некоторые я просто обомлел. Неужели кто-то здесь собирается проехать? Например, как спортсмены будут карабкаться вон на тот уступ с отрицательным уклоном?! Вот тут-то в дело вступает споттер («указывающий»), который является не менее важным членом команды, чем собственно драйвер. Споттер работает снаружи машины, и драйвер следует его командам. Очень часто драйвер просто не видит ограничивающих конусов, поскольку они закрыты от него капотом или самим препятствием. Кстати, американцы придумали замечательный способ, как гарантированно избежать ошибок в понимании команд штурмана. Представьте себе: споттер дирижирует прохождением машины через препятствие, находясь перед ней. Сами понимаете, что предметы, расположенные слева от споттера, для драйвера будут находиться справа. В такой ситуации несложно ошибиться, а повернутые не в ту сторону колеса – это если не «уши», то проигрыш. Вот американские споттеры и командуют «turn passenger!» («к пассажиру!») или «turn driver!» («к водителю»). Тут уж никаких разночтений быть не может.

Споттер, ломающий спину верблюду

По правилам, споттер не имеет права прикасаться к автомобилю, который он ведет в секции. Однако в его распоряжении есть волшебная веревочка толщиной 9 мм и длиной не менее 6 метров. На конце имеется карабин, при помощи которого трос можно пристегнуть к каркасу машины. Казалось бы, чем может помочь одна человеческая сила в тех случаях, когда бессильны триста лошадиных? Но, как гласит восточная пословица, «последняя соломинка может сломать спину верблюду», то есть вовремя и в нужном месте приложенная споттерская сила может решить вопрос, одолеет ли машина препятствие или закувыркается вниз по склону. Если же споттер ни разу не воспользуется стропой за время прохождения курса, команда будет вознаграждена восемью бонусными очками. Наконец, споттеру не возбраняется, используя подручные средства (например, булыжники или куски бревен), по возможности упростить трассу. Но заниматься «строительством» ему нужно очень быстро. Дело в том, что время прохождения курса ограничено, и споттеру нужно быть очень шустрым.

Чертовы друиды

Хочу отметить, что мне вообще очень понравилось, как работают американские судьи. Самое главное – они сразу же озвучивают любое событие, за которое может быть начислен штраф. Стоит колесу машины коснуться конуса или ленты ограждения, как судья тут же провозглашает: «Cone!» или «Flag!». К ленте может быть приравнено и дерево (если оно помечено ленточкой). Последнее – отнюдь не лишняя мера в плане сложных отношений рок-кроулеров с природоохранительными органами. Кстати, о деревьях. Лично у меня с этими самыми деревьями, точнее, с покрывающим склоны каньона чаппаралем, тоже сложились очень непростые отношения. Эти чертовы кустики так и норовили вцепиться в джинсы при попытках протиснуться в какойнибудь прогал между растениями. Да и в руки их шипы втыкались неоднократно. Очень больно!.. А еще я ужасно обгорел – солнце в Аризоне жарит, как сумасшедшее. Тем не менее, ни кустам, ни яростному пустынному солнцу так и не удалось испортить мне впечатление от соревнования.

С кожурою или без?..

Теперь немного о технике, то есть о тех монстрах, что ездят в американском рок-кроулинге. С того момента, как пять лет назад ДжейсонШерер вывел на скалы первый «луноход» по имени Tiny, облик спортивных снарядов для этой дисциплины начал меняться с поразительной быстротой. Из экзотической новинки, на которую прочие участники смотрели со смесью заинтересованности, любопытства и настороженности, рок-багги превратились в доминирующий класс. К примеру, в соревнованиях в Глоубе участвовали 37 рок-багги и всего 13 машин обычного типа, причем шесть из них относились к классу Formula Toyota. Последние тенденции ведут к дальнейшему распространению одноместных болидов. В самом деле, зачем нужно второе кресло, если споттер все равно бегает в «пешем строю», а до места соревнований машину доставит трейлер? Неизменными остаются только раздаточные коробки Atlas да зависимая подвеска обоих мостов. И вообще, перевооружение рок-кроулеров идет очень быстро. В прошлом году Дастин Уэбстер жаловался мне, что его RockIt, казавшийся непобедимым пару лет назад, уже безнадежно устарел. В этом году Дастин выступает на новой машине, но и она уже уступает по некоторым параметрам машинам ближайших конкурентов!

Еще сложней разобраться с классификацией. Дело в том, что в США попросту нет единого центра, который бы координировал и управлял всем автоспортом. Американская автомобильная ассоциация (ААА) занимается в основном вопросами страхования и бронированием мест в гостиницах. А ACCUS (Automobile Competition Committee for US) действительно занят наведением мостов между американскими гонщиками и FIA, однако деятельность свою он распространяет исключительно нашоссейно-кольцевые гонки. Так что каждая из независимых ассоциаций (UROC, NEUROCK, W.E. ROCK/CalROCKS, ProROCK) имеет собственную классификацию. Например, UROC делит рок-багги на два класса,Modified и Supermodified, оставляя для «обычных» машин класс Modified Stock. На соревнованиях же W.E. ROCK и CalROCKS, наоборот, все багги объединяются в единый класс Supermodified, в то время как машины на стандартном шасси делятся на два класса, Modified Stock и Legends, а дополнительные возможности, предоставляемые спортсменам задним управляемым мостом, компенсируются штрафными очками, начисляемыми за каждое использование этих возможностей. При этом ассоциации живут достаточно мирно, и в течение сезона спортсмены обычно принимают участие в нескольких сериях различных ассоциаций, не опасаясь каких-нибудь санкций.

Ну и, наконец, о цене. Постройка рок-багги обходится, как правило, в сумму от 40 до 150 тысяч долларов, а подготовка стандартного внедорожника – от 20 до 50 тысяч. Впрочем, эти цифры – совсем не догма. Например, мой знакомый Джереми Пэрриот показал мне свой рок-багги. Вся постройка обошлась ему в 7 тысяч! Но все же главные надежды возлагаются на бюджетный класc Formula Toyota.


Only Toyota

Главную роль в уменьшении стоимости постройки машин, а значит, и в повышении массовости соревнований, руководителиW.E. ROCK отводят появившемуся в этом году классу Formula Toyota, или F-Toy. Идея организации этого относительно дешевого монокласса принадлежит Эрику Линкеру и Майку Хендриксу. Строится F-Toy очень просто: берется рама от старого пикапа Toyota или внедорожника 4Runner, на нее ставятся стандартные агрегаты (двигатель 22R, штатная коробка передач и штатные мосты на полуэллиптических рессорах, точки крепления котрых не подлежат изменению). Затем на раму устанавливается омологированный каркас безопасности (их серийно производят несколько фирм). Можно использовать штатные сиденья. Все, спортивный болид готов! Цена его постройки не превышает 5–8 тысяч долларов, при этом получившаяся машина может выступать на соревнованиях национального уровня!


Спросите у ежика

Два дня соревнований пролетели как один час. Да, здесь было на что посмотреть! И эффектные штурмы подъемов, и перевороты, и работа судей, и отчаянные усилия споттеров в ярких касках и комбинезонах… Все это вместе превращает неторопливое соревнование на точность вождения в яркое и динамичное шоу в лучшем смысле этого слова.

Но вот что я понял: до начала заездов реальную сложность препятствий оценить очень трудно. Например, произведший для меня такое впечатление валун (слава Богу, по нему нужно было спускаться, а не подниматься) прошли чисто практически все участники, и «уши» здесь были только одни. Зато подъем в начале соседнего «курса», казавшийся на первый взгляд абсолютно безобидным, стал настоящим камнем преткновения для доброго десятка команд. Впрочем, были и препятствия, экстремальность которых была очевидна даже ежику. В любом случае, по общему мнению, главный «курс-дизайнер» W.E. ROCK Лил Рич на этот раз превзошел самого себя. Ну а абсолютным победителем стал Шэннон Кэмпбелл – первый из кроулеров, удостоившийся в 2005 году чести быть названным автоспортсменом года.

Такие вот получились воспоминания о будущем. Как ни странно, о нашем внедорожном будущем. Я действительно верю в будущее внедорожного спорта в России. Собственно, наши трофи-рейды и сейчас мало в чем уступают самым знаменитым «челленджам». Но, как мне кажется, локомотивом, который сделает внедорожный спорт по-настоящему популярным, станет именно джип-триал, а чтобы это светлое завтра поскорей наступило, нужно как можно тщательней присмотреться к заокеанскому опыту. И если мой рассказ хоть в чем-то окажется полезным для организаторов соревнований, судей и самих спортсменов, значит, я не зря прыгал по камням с обгоревшими до крови ушами и обдирал джинсы о чертовы кусты чаппараля.

P.S. Но это еще не конец истории – рассказ о новейшем направлении американского оффроуда, рок-рейсинге, читайте в следующем номере. «Слонята учатся летать»


Рич КЛЯЙН
Президент W.E. ROCK

МЫ СОБИРАЕМСЯ ПРОВЕСТИ ЧЕМПИОНАТ МИРА

Буквы W. и E. в названии нашей ассоциации означают World Extreme, и мы действительно собираемся провести в следующем году Чемпионат мира по рок-кроулингу. Для этого мы поддерживаем тесные контакты с организаторами соревнований по рок-кроулингу в Австралии, Мексике, Индонезии, Южной Африке и Скандинавии. Что касается этого соревнования, то, по-моему, все прошло отлично. Замечательные трассы, отличные участники, и с погодой повезло, не то что в прошлом году. В общем, все получилось. Об этом говорит и внимание, оказанное нам средствами массовой информации. Насчет того, кто из пилотов был лучшим – я не могу назвать одного такого человека. Уровень участников очень высок, и борьба была очень серьезной. Пожалуй, я бы выделил Шэннона Кэмпбелла. Это изумительный водитель, и он очень стабилен – на последних пяти соревнованиях обязательно занимал призовые места. Он очень техничен, настоящий мастер рок-кроулинга. Но дело не только в водителе. В рок-кроулинге побеждает команда. Для победы или успешного выступления нужны три вещи: водитель, споттер и автомобиль, причем водитель должен понимать пределы возможности машины, а споттер – и машины, и водителя. И обязательно нужно полное взаимопонимание в команде. Вот такое триединство и делает команду по-настоящему великолепной.

По нашим подсчетам, в первый день соревнования посетили примерно 2800–2900 зрителей, во второй – порядка 3500–3600.


Редакция благодарит команду Red Bull Rock Crawling (США) за помощь в подготовке материала

текст и фото: Андрей СУДЬБИН

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№5-6 май-июнь 2006

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты