Австралийское Марокко

Приключение Outback Challenge Maroc 2006. Северная Африка

Для большинства любителей бездорожья Марокко ассоциируется с ралли-рейдами, а Outback Challenge – с Австралией. Разрушить эти стереотипы попробовала французская компания Outback Import, организовавшая на севере Африки трофи-рейд по образу и подобию главного офф-роуд события зеленого континента. Одним словом, европейский импортер австралийского внедорожного оборудования предпринял попытку импортировать и легендарное соревнование. Но поскольку места в тесной Европе не нашлось – караван трофийных автомобилей отправился в Марокко.

Настоящий джипер – он и в Африке джипер. И даже еще до Африки. Это обычный турист будет маяться на пристани французского городка Сет в ожидании задерживающегося на девять часов парома. Наши люди, вне зависимости от национальности, всегда знают, как себя развлечь с пользой для дела. Например, можно поставить новую лебедку, поменять амортизаторы или дополнительно лифтануть подвеску, причем даже не разгружая машины…

Жаль, что испанцы сломались

Оказавшись на пирсе, я был удивлен масштабами происходящего. Количество лифтованных внедорожников наводило на благостную мысль, что бороться за победу в первом в Северном полушарии Outback Challenge будут несколько десятков машин. Но, увы, участников набралось лишь десять экипажей, остальные, за исключением шести судейских бригад, просто приехали проводить друзей. Но зато соревнование с первого же раза получило международный и даже трансконтинентальный статус. Помимо французов, в Марокко отправились американцы на подготовленной Toyota KZJ 73, арендованной у Outback Import, и смешанный экипаж, представляющий Люксембург и Бельгию, на машине такой же марки, но еще более далекой от оригинала. Еще должны были стартовать испанцы (чтобы не делать лишний крюк, они переправились в Танжер самостоятельно), но у них гонка сразу же не задалась. Едва выехав со своего парома и встретившись с пелетоном, испанцы сломались. Нет, не морально, а самым банальным образом: у их оранжевого прототипа с кузовом от Nissan Terrano II развалилась коробка передач. Пришлось им тем же самым паромом плыть обратно.

Родина высокой моды

Африка встретила нас в буквальном смысле прохладно – дождем и туманом. Лишь пальмы, арабская вязь указателей да красные флаги с пятиконечной звездой убеждали, что мы все-таки в Марокко. Быстро спустилась ночь. Уже в глубокой темноте мы съехали с идеально ровной платной автострады и по дороге, качеством асфальта до боли напоминавшей типичное шоссе в российской глубинке, стали забираться на склон Атласских гор. Иногда дорога выводила в городки, живущие своей загадочной восточной жизнью с вечерними базарами, тетками в паранджах, велосипедистами, запахом жарящейся на углях баранины и переполненными местным людом «трактирами». Машины (особенно грузовики) напоминали новогодние елки. Куда там нашим любителям синих «писалок»! Автомобили аборигенов были украшены красными, желтыми, зелеными, лиловыми и голубыми огоньками, причем у многих они не просто горели, а красиво мерцали и переливались. Так вот, значит, где она – родина «высокой моды»!

Характерный момент – встречные автомобили то и дело моргали дальним светом. Сначала я думал, что на нашей перегруженной Toyota фары светят в небо и слепят других водителей. Но нет, корректор работал правильно, и световой поток ложился на асфальт как положено. Все оказалось проще: моргать фарами просто так у местных в порядке вещей, своего рода забава – ослепить встречного, а потом в заднее зеркало смотреть, что он будет делать…

По ту сторону Атласа

Горы Атлас разделяют марокканское Средиземноморье и Сахару. Но, выбравшись из повисшего на перевале облака, в темноте мы, честно говоря, не почувствовали разницы. Разве что на южном склоне исчезли деревья. Зато с утра, после короткой ночевки в городке Эр-Рашидия, истина открылась во всей ее дикой красоте и блеклом совершенстве. Гостиница оказалась стоящей на берегу, рядом был виден мост, а под ним – сухое пространство шириной с Неву. Последнее было усыпано серовато-бежевым песком и окатанным гравием и по форме напоминало речное дно.

Едва отъехав от города, наша колонна очутилась на открытом пространстве с горным массивом на горизонте и редкими кустами на переднем плане. Пейзаж наполнился всеми оттенками «земляной» палитры. Иногда дорога шла через поселки с домами, сложенными из необожженного кирпича и оштукатуренными глиной. Последние островки пусть и чужой, но все же цивилизации, перед броском через пустыню.

Что в городе тебе моем…

Первый день соревнования, по замыслу организаторов, должен был стать самым длинным по протяженности спецучастка, но самым легким в плане техники прохождения. То, что называется «навигационный этап». После старта «в чистом поле» участникам надлежало добраться до основного лагеря, посетив по пути два десятка обязательных точек, на каждой из которых теоретически могли находиться судьи. При оптимальном выборе маршрута путь составил бы около четырех с половиной сотен километров. Кстати, марокканский Outback, как и австралийский, должен был включать в себя самые разные виды бездорожья, а также дополнительные «технические» задания в духе Camel Trophy. Однако, в отличие от прообраза, спортсменам надлежало бороться за победу в командном зачете.

Борта машин украшали не привычные стартовые номера, а…названия австралийских городов! Как выяснилось, организаторы поступили так, чтобы обойти бюрократические формальности, связанные со статусом спортивного соревнования, и избежать лишних трат и согласований с Французской федерацией автоспорта. Правда, с «командностью» получилось не совсем так, как задумывалось. Из-за поломки испанцев в команде Brisbane оказалась всего одна машина, в то время как в Darwin было изначально заявлено три. Остальные же шли как надо – парами.


Нарушители государственной границы

Чтобы увидеть спортсменов на маршруте и отснять динамику гонки, мы с оператором французского телевидения отправились наперехват (прямиком со старта на одну из точек в середине дистанции). Основную часть пути участники могли бы проделать на скорости, пользуясь сеткой накатанных троп и малозаметных колей. Но выходить непосредственно к пунктам GPS им приходилось по неторенному бездорожью. Под колесами могло оказаться все что угодно – пески, каменные осыпи, овраги... Кстати, очень скоро выяснилось, что наш план перехвата был хорош всем, за исключением сущего пустяка. Ни мы, ни сопровождавший нас экипаж судейского Jeep Cherokee совершенно не знали местность. В общем, так и не встретив участников, но вдоволь налюбовавшись пейзажами выветренных пустынных гор, мы заночевали где-то в…Алжире. Правда, то, что мы по неведению пересекли государственную границу, выяснилось только на следующий день, когда, двигаясь на запад, выехали к марокканской погранзаставе. Первым существом, которое нас там встретило, была необычайно мохнатая коза. Вслед за ней из-за забора вышли и бойцы-пограничники в растянутых тренировочных штанах и сильно поношенных гражданских куртках, причем все в разных. Поинтересовавшись, откуда мы и куда направляемся, они подсказали дорогу и напоследок посоветовали в Алжир больше не ездить: «На той стороне могут ненароком и голову отрезать»…

Из истории отечественной картографии

С одной стороны, ориентироваться в каменистой пустыне несложно – это открытое пространство, относительно ровное и совершенно твердое. С другой, тут неожиданно встречаются овраги и участки невысоких, но сыпучих дюн. Часто приходится объезжать и высокие скалы-останцы. Ища объезды препятствий, наиболее разумно следовать уже существующей колее. Скорее всего, она выведет куда надо, но как же непросто за этой колеей следить! Она то и дело расходится в разные стороны, становится невнятной на камнях или скрывается под слоем свеженанесенного песка. Несколько раз выбранная колея приводила к жилью, заставляя нас удивляться, откуда оно тут. Вот, например, посреди пустыни стоит низкая широкая палатка из блеклых разноцветных тряпок. Рядом – какой-то тряпочный «тоннель» (видимо, сарай). И ничего больше. Но люди-то здесь живут!

До лагеря мы добрались лишь к концу второго дня, когда спортсмены уже возвращались. Песчаное трофи-ориентирование в дюнах выиграла команда Alice Springs, то есть американцы и сборная Бенилюкса. Они же с огромным преимуществом победили и в первый день, добравшись до лагеря в час ночи. Секрет навигационной победы оказался прост: в компьютере у американского штурмана были пятисотметровые карты Марокко, скачанные с одного из… российских сайтов.

Simex – страшная сила

На следующее утро настала пора «веселых стартов» – коротких спецучастков и заданий с навигационными этапами. Началось все с песчаного триала. Размеченная на барханах трасса с трамплинами, уклонами и поворотами заканчивалась воротами на гребне высокого холма. Большинство стартовало на авось, даже не сдув колеса. Результат можно было предположить заранее. Дополнительную пикантность ситуации придавал и тот факт, что несколько экипажей выбрали резину Simex, а, как известно, грязевой Simex в песке – это страшная сила. Стоит ошибиться с подачей газа, как испытанный грязевой боец Simex, взрывообразно поднимая в воздух миллиарды песчинок, закапывается и намертво сажает машину.

В результате преодолеть финишный бархан смогли опять же лишь две белые Toyota, обеспечивающие международный статус соревнования. Причина очевидна – давление в их шинах было 0,2 атм.

Памяти верблюда посвящается

Следующее мероприятие было из разряда развлечений в духе Camel Trophy. Участникам требовалось на время поменять между собой переднее и заднее колеса по одному борту на каждой из машин. Разумеется, те, кто захватил с собой запасной домкрат, сразу же оказались в выигрышном положении. Остальным же пришлось выдумывать всякие хитрости или же просто опускать автомобиль ступицей на песок. Тем временем поднялась песчаная буря – самая настоящая колючая метель при плюс 44. Песок забивал глаза, нос, уши и фототехнику. Небо стало желтым, а видимость снизилась до нескольких десятков метров. И в этих, мягко говоря, сложных условиях спортсменам предстояло ехать скоростной джип-спринт.

Далее по программе значился «подъем в гору». Песчано-каменистая осыпь высотой метров пятьдесят, старт с места, три попытки и желтое небо в лобовом стекле. Снизу казалось, что взять штурмом холм будет тяжело, но после того как одна из машин «нащупала» верную траекторию, все остальные ею воспользовались и играючи взобрались наверх. Секрет был в том, чтобы в нужный момент не испугаться опрокидывания и направить автомобиль по крутой диагонали вдоль склона.

Следующий день (песчаная буря все продолжалась) участники начали с преодоления вертикального трехметрового уступа. Забраться туда можно было разве что на лебедке, зацепив наверху земляной якорь, однако быстрее всех на уступе оказался красный Patrol, у которого «электротягловое» устройство сгорело накануне вечером. Ребята использовали лебедочный якорь как выравнивающий плуг! Они впрягли в него свой автомобиль (читай, импровизированный бульдзер) и, пользуясь мягкостью грунта, за пару десятков заходов превратили стенку в наклонную плоскость, по которой и поднялись. После такой разминки участников ждал достаточно длинный навигационно-скоростной этап с финишем в лагере, куда все вернулись уже далеко затемно.

После нескольких дней соревнований участники настолько привыкли к сухому песку и горячейщебенке под колесами, что сначала не поверили, что им придется преодолевать брод и соваться в настоящую грязь. Тем не менее, так оно и случилось. По рассказам судей, готовивших маршрут, глубина реки Драа в то время доходила до полутора метров. Теперь же ее русло превратилось в цепочку луж, а местами и вовсе высохло, обнажив каменистое дно. Впрочем, и этого хватило, чтобы организовать «заплыв», в целости из которого вернулись не все. Африканский «лягушатник» оказался весьма коварен из-за валунов на дне. Например, команде Darwin после финиша одной из своих машин пришлось в спешном порядке разворачивать сварочные работы.

В этот день первый СУ оказался и последним. Буря усилилась, и намечавшиеся ранее скоростная навигация и каменный триал могли оказаться небезопасными. Триал было решено перенести на последний день в надежде на то, что погода разгуляется. И действительно, эти надежды оправдались.

Под ярким утренним солнцем участники отправились в горы искать нужное ущелье, в котором судьи разметили петлю маршрута. Несмотря на зрелищность и сложность прохождения, в спортивном плане «финальные камни» уже ничего не решали. К этому моменту уже стало ясно, что по сумме этапов победа в любом случае достанется команде Alice Springs. Поэтому они не торопились, помня об обратном пути. Но мастерство было видно – ехали «варяги» не спеша, но красиво. Второе место уже было не вырвать у одинокого Nissan, а третье досталось команде Canberra.

P.S. После финиша организаторы стали думать о расширении, в том числе и за счет участников из России, международной составляющей Outback Challenge Marocco на следующий год. О том, каким образом любители бездорожья из нашей страны безвозмездно (то есть даром) смогут попасть на это соревнование, читайте в следующем номере нашего журнала

текст и фото: Евгений КОНСТАНТИНОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№5-6 май-июнь 2006

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты