Большое болото

«Кировские болота» – I этап ЧР по трофи-рейдам. Ленинградская обл.

Я всегда с подозрением относился к Большому спорту – пока победители красуются на телеэкране, проигравшие судорожно глотают слезы за кулисами. Вне поля зрения широкой общественности остаются и изнурительные тренировки, и травмы, и «успехи» спортивной фармацевтики, и моральнопсихологический кризис чемпионов после ухода на заслуженный отдых. Да, активный образ жизни – это одно, а Большой спорт – совсем другое… Так или примерно так думал я по дороге на первый этап Чемпионата России по трофи-рейдам. Я не был уверен, что там, в границах Кировского района Ленинградской области, меня ждала встреча именно с Большим спортом, но Большое Болото было непременно обещано.

На сегодняшний день в такой дисциплине, как трофи-рейды, граница Большого спорта в большой степени размыта. Но вместе с тем нельзя не признать, что он (Большой спорт) уже прочно вошел в российское внедорожное движение. Вошел и поздоровался. Хорошо еще, что в морду не дал прямо с порога… Но для подобной «вялости поведения» были вполне объективные предпосылки: слишком много в трофийном мире явно неспортивных людей. Всем сразу не наваляешь! Спросите, к чему этот странный разговор? Непременно отвечу. Но чуть позже…

Сухая девушка

Итак, сегодня мы начинаем пристальное наблюдение за главной спортивной серией года – Чемпионатом России по трофи-рейдам. Его первый этап, «Кировские болота», проводит питерский Land Rover Club. Традиционные четыре ночи на окопах и четыре дня в болоте. В очередной раз я с удовлетворением отмечаю, что все вращающееся на этой орбите по-доброму консервативно – тот же лагерь, люди, кухня, штаб, пресс-центр. Но есть и отличия. В этом году участников ждет новое Большое Болото! Да-да, центральным событием Кировских (а ранее Тосненских) болот всегда было преодоление ужасной трясины. Легенды об этом ходят потом целый год. На этот раз начало мая оказалось на удивление сухим и теплым. Казалось бы, в такую «засуху» болота сдадутся, и 2006 год запомнится всем как год, когда Кировские болота можно было пройти на серийной «Ниве». Ничего подобного! Первый же день показал трофистам, что Бездорожье – девушка капризная и требующая подхода. Да что там подход – она покоряется только избранным.

Разминка лесом

Стоит напомнить, что в этом году введено серьезное техническое ограничение: максимально допустимый размер колес устанавливается в зависимости от массы автомобиля. В практической плоскости это означает, что большие «катки» нельзя поставить на максимально облегченную машину. Никогда не поверю, что участники не успели морально и технически подготовиться к этому нововведению. Но всей глубины проблемы они, похоже, действительно не осознавали. Между тем машины начали тонуть в болоте. Второй спецучасток вообще стал апофеозом схватки с трясиной. Немного поразмявшись на сравнительно легком СУ-1, участники попали на семикилометровый (!) болотный спецучасток. Примерно километр им предстояло проползти по заболоченному лесу и шесть – по самому настоящему болоту, причем щедрый Борис Гадасин отвел на все про все девять ходовых часов.

Тем временем к старту начали подтягиваться зрители. Некоторые из них были в легкомысленных в данной ситуации кроссовках. На самом деле надо было обуваться в болотные сапоги, потому что даже через лес приходилось пробираться по колено в воде. Впрочем, борьба трофистов с лесом была увлекательной, но недолгой – знай перецепляй лебедку! А потом началось Большое Б олото…

Жесть

Вообще-то сегодняшним трофистам (в последнее время их гоняют то из одного, то из другого района) давно пора было покорить Луну. Скорее всего, они бы это сделали, если бы нашелся трос нужной длины, а на «ночном спутнике» нашей планеты обнаружилось подходящее для лебежения дерево. А теперь внимание: на Большом Кировском болоте участники столкнулись с точно такими же проблемами! Если на опушке леса из каждой болотной кочки торчало по какому-никакому, но дереву, то дальше начиналась, как сейчас модно говорить, «жесть». Более или менее подходящая растительность практически полностью отсутствовала, а открытые полыньи были разбросаны как пятна на корове, и было их едва ли не больше, чем, простите за выражение, «суши».

Самым классическим способом раскорячиться был признан следующий: вы пытаетесь одним колесом проехать по кочке, масса машины переносится на другую сторону, и перед кочкой добавляете газ. В результате нижнее колесо рвет нежный как суфле болотный грунт. Вуаля! Ну а для гурманов был приготовлен… лед. Снаружи его не видно (лед замаскирован мхом), но как только вы на него садитесь брюхом, приходится вытаскивать хай-джек.

Там все умерли…

Тем временем мы переезжаем на финиш, чтобы засветло застать там первые экипажи. Но встречаем лишь скучающих судей, а рядом на пеньке лежит…граната. Все как в песне: «Жаль, подмога не пришла, подкрепленья не прислали…» Пытаемся пробиться навстречу трофистам. Болото угощает нас вкуснейшей прошлогодней клюквой, почти сладкой после зимовки, причем ее довольно много – с одной кочки можно набрать целую горсть! Смеемся: дескать, организаторы устроили отличный фуршет для проголодавшихся зрителей и прессы! Между тем машин нет как нет. По телефону удается выяснить, что они еще километрах в четырех! Это что же выходит – за несколько часов участникам удалось преодолеть только два километра болота? Вернувшись в базовый лагерь, мы дружно осаждаем штаб и ждем новостей с трассы. Но единственное, что происходит – это... заход солнца. Истекает норма времени первого экипажа, второго, третьего и далее по списку. Может, хотя бы Сергей Савенко на своем знаменитом «волкомобиле» успеет к финишу до падения вечернего флажка? Надо же, не успел...

На СУ-2 в заявленную норму времени не уложился ни один экипаж! Более того, многим участникам пришлось оставить машины в Большом Болоте и на своих двоих от-правляться ночевать в лагерь. В результате старт СУ-3 пришлось отложить, чтобы успеть доставить технику.

Мы это любим!

Главный организатор «Кировских болот» легендарный Борис Гадасин был доволен: «С болота все выезжали серенькими, а мы это любим!» В то же время он признал, что надо было дать больше времени, отвести на СУ-2 целый день. С точки зрения руководителя гонки, в этом году стало больше соревновательности. Утратили былое преимущество экипажи на легких машинах с огромными колесами. Теперь от опыта пилота и штурмана успех зависит в еще большей степени. Кроме того, Гадасин с удовольствием отметил, что это было самое сложное болото за всю историю проведения Чемпионата!

На этом линейные СУ закончились, и начались «разброд и шатания», то есть GPS-ориентирование. В угоду зрителям были введены точки с судьями. Их можно было снимать только в определенные часы. Спортсменам это не слишком понравилось (возникли пробки), зато зрелищность резко выросла. Из-за переноса старта количество точек было уполовинено, но все самое интересное сохранилось. Больше всего дух захватывало на двух «плацдармах». В обоих случаях участникам надо было спуститься на лебедке по крутому склону: в первом – по стенке заполненного водой песчаного карьера, а во втором – по высокому холму, под которым течет река. Делать это было необходимо со страховкой, потому как обрыв троса мог бы привести к падению с большой высоты.

Горная страна

Страховка… Ага, так все и послушались! Нет, формально все было по правилам, но это не помешало одному экипажу утопить машину в карьере. Вроде бы сначала соскочил лебедочный трос, а потом порвался страховочный. Хорошо еще, что в этот момент экипаж находился вне машины. Глубина-то там была нешуточная! Самостоятельно отыскать машину на дне рукотворного озера ребятам не удалось, и пришлось вызывать водолазов. Впрочем, остальные участники вполне успешно справились с карьером. Удобнее всего здесь было работать командой – одна машина страхует, другая берет точку, а потом наоборот.

Если на злополучном карьере было всего две точки, то над рекой их расставили четыре или пять штук! Мы назвали это место «горным КП». В прошлом году здесь разворачивались самые драматические события, когда участникам приходилось в буквальном смысле слова лезть на стенку (скалу над рекой). Кое-кто перевернулся прямо в реку, а другие едва удержались. Но тогда действие происходило внизу, а теперь оно переместилось метров на тридцать выше. Не знаю, мне там было страшно передвигаться даже пешком! Кстати, этот холм заслуживает почетного диплома как самое экзотическое место возникновения пробки! Машина над машиной, тросы чуть не переплетаются (я вам не дам спускаться, пока здесь члены моей команды…). Одна машина медленно переворачивается кверху брюхом, ее тянут, толкают, колючие кусты рвут комбинезоны и царапают ноги. Между тем наверху, на плато, тишина, цветущие лесные полянки и ласковое майское солнышко.

От назойливых глаз

Оставался последний, четвертый, спецучасток, на котором спортсмены могли без лишних глаз серьезно поправить свои результаты. Больше суток предстояло провести участникам в поисках точек. Точек много, времени тоже, а зрителей почти нет – все поехали смотреть, как достают из карьера утонувшую Toyota.

В последний день соревнования зачетов заметно добавилось. Если до этого борьба шла только в рамках Чемпионата и Кубка России, то теперь появились участники Трофея России и традиционной гонки. Трасса и подготовка машин там были заметно проще, но зато вступить в борьбу мог практически любой владелец внедорожника.

Гонка вооружений

Теперь я хочу вернуться к поднятому в начале статьи вопросу о противопоставлении Большого спорта и активного образа жизни. С этого года Чемпионат России по трофи-рейдам со всей очевидностью стал высокобюджетным командным видом спорта. Последствия предсказуемы: точно так же, как дворовая футбольная команда не сможет стать чемпионом России, сколь угодно талантливый трофист-одиночка всегда будет проигрывать командам. Ведь богатая команда – это не только дружественные экипажи, которые вытащат тебя из сложной ситуации. Это перевозка машин, техническая помощь, связь, навигация, обед и горячий душ!..

В прошлом году дальше всего в деле командного строительства зашла ASG, а теперь ее переплюнули липецкие трофисты. Они первыми привезли « КамАЗ-техничку», первыми развернули мощную радиосеть и завязали на нее навигацию! Согласитесь, когда каждому экипажу команды закачиваются в GPS треки других машин, ориентирование становится проще и приятнее. Но не все так безоблачно: к «Кировским болотам» не успела в полной мере подготовиться сильная нижегородская команда. В общем, на следующих этапах мы узнаем, на что она сделает ставку в этой «гонке вооружений».

Гадасин был прав

Помнится, еще пару лет назад трофисты сетовали: «Мы не можем вложить в подготовку 100 тысяч долларов, как некоторые!» Наивные романтики. Теперь им придется приписать ноль к эталонному бюджету тех «некоторых». За бортом остаются те, кто не стремится к спортивным достижениям, плевать хотел на возможность получить спортивные звания и покрасоваться на телеэкране. Сегодня у индивидуалов осталось два пути – податься в команду или уйти в клубные соревнования. Хотя… По итогам четырех дней победителем «Кировских болот» этого года стал Владимир Масютин – опытный трофист из команды Игоря Дементьева (Янычара), а, как известно, она никогда не отличалась раздутым бюджетом. В общем, Гадасин был прав, когда говорил, что в трофи побеждает мастерство, а не техника. Пока еще прав...

I этап ЧР по трофи-рейдам «Кировские болота»
1МАСЮТИН Владимир / ЛОБОВ ЛеонидASG УАЗ
2ВОЛИКОВ Виктор / ВОЛИКОВА МаринаASG Land Rover Defender
3ПШЕНИЧНИКОВ Юрий / БАТАРИН ЕвгенийOff-Road Wolfs УАЗ

текст и фото: Андрей ХОРЬКОВ


№5-6 май-июнь 2006

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты