Мое открытие Австралии

Путевые заметки человека, впервые попавшего на загадочный Пятый континент

Австралия… Эта земля всегда манила меня. Но иногда мечты сбываются. И вот я лечу в Австралию, на знаменитый Outback Challenge! По возвращении я собирался включить в свой рассказ о соревновании (см.: «Австралийский оригинал, или Девять дней из жизни свэгменов». ORD. 2008. №7–8) множество лирических отступлений. Но, увы, главный редактор сказал, что... журнал не резиновый, а с таким подходом места для самого Outback и вовсе не останется. Однако спустя два месяца он сменил гнев на милость и предложил опубликовать мои австралийские путевые заметки отдельно. Так, собственно, и получилась эта статья.

Плохо жить в XXI веке, неинтересно... Ведь все континенты давно уже нанесены на карту. Впрочем, великие путешественники, как правило, открывали земли, до них уже кем-то найденные. Вот взять хоть ту же Австралию. Считается, что ее первооткрывателем стал в 1770 году Джеймс Кук. Так-то оно так, но до него на берега неведомого южного континента ступали голландцы Виллем Янсзон (в 1606 году), Абель Тасман (1642), Виллем де Вламинт (1697), а также бывший английский пират Уильям Дампир (1688). Да что там, китайские купцы вообще заглядывали сюда в начиная с XIII века... Словом, чем я хуже Кука? Стало быть, буду открывать открытое!..

28 апреля 1770 года корабль Джеймса Кука «Индейвор» бросил якорь в большой бухте. Кук сошел на берег и обнаружил потрясающее разнообразие неизвестных науке растений, за что и присвоил заливу имя БотаниБэй. А спустя 237 лет и 350 дней, а именно 13 апреля 2008 года, самолет с вашим покорным слугой на борту совершил посадку в мельбурнском международном аэропорту «Тулламарин». Как это ни странно, таможенников заинтересовали лишь мои «пустынные» ботинки на рубчатой подошве. Они заставили меня вытащить их из рюкзака, тщательно изучили «протектор» и обнаружили застрявшие семена какого-то растения. Офицер достал складной нож, выковырял «предмет растительного происхождения», поместил его в специальную урну и лишь после этого, вернув мне ботинки, разрешил проследовать к выходу. Дело в том, что австралийцы очень опасаются за здоровье своих посевов и сельскохозяйственных угодий, поэтому блюдут жесточайший карантинный режим. За дверями был глубокий вечер, так что единственное, что мне удалось в этот день открыть, – это дверь номера в мотеле. А утром меня забрали австралийцы из оргкомитета Outback Challenge.

Бросок на север

20 августа 1860 года экспедиция под руководством бывшего инспектора полиции Роберта О’Хара Берка стартовала из Королевского парка в Мельбурне на север. Внушительный караван (30 человек, 6 больших повозок, 25 верблюдов, 25 лошадей) провожало почти 15 000 зевак... Спустя 147 лет и 230 дней, а именно 14 апреля 2008 года, я заталкивал свои пожитки в и без того набитый доверху Nissan Patrol, принадлежащий пресс-атташе Outback Challenge Леону Джоунсу. А поскольку тьма вокруг царила египетская (точнее, викторианская, ведь мы находились на территории штата Виктория и направлялись в Новый Южный Уэльс), и глазеть по сторонам было бессмысленно, мне оставалось одно – попробовать добрать еще пару часов сна. Проснулся я, когда солнце уже взошло, так что сразу смог заняться настоящим делом: начать глазеть по сторонам.

И первым, на что я обратил внимание, оказались стоящие вдоль дороги щиты с призывами остановиться и... поспать. Текст был разный, но тема сна проходила красной нитью: «Уснул на секунду – умер навсегда», «Слипаются глаза – остановись и поспи», «От сонливости лечит только сон» и т.д. Действительно, в Австралии смерть человека, уснувшего за рулем, – случай не уникальный. Расстояния здесь огромные, а дороги очень прямые (есть участки, где в течение часа или более от водителя не потребуется сделать ни одного движения рулем). Да и пейзаж за окном настолько однообразен, что глазу зацепиться не за что. Вот и бьются...

К обеду мы добрались до городка Милдура, почти на границе Виктории и Нового Южного Уэльса. А поскольку это известный на всю Австралию центр садоводства (здесь выращивают лучшие в стране яблоки, апельсины и мандарины), то задолго до въезда в городскую черту бесконечные пастбища со стадами овец сменились не менее бесконечными шпалерами плодовых посадок. Перемену ландшафта ознаменовал промелькнувший щит с изображением удивительно злобной мушки-дрозофилы (той самой, над которой ставил опыты один из столпов генетики Томас Морган) и крупной надписью: «Такие гости здесь нам не нужны!» А ниже, чуть более мелким текстом, всем въезжающим в сельскохозяйственный район Милдуры предлагалось выбросить имеющиеся у них фрукты в стоящий тут же бак с крышкой. За неисполнение – солидный штраф. Впрочем, долго без свежих фруктов вам оставаться не придется: вдоль всей дороги расположились лавочки, торгующие продукцией местных садоводов. Причем торгуют именно «лавочки» – продавцов-то в них нет! Просто стоит у дороги киоск с надписью «Self-service», то есть «самообслуживание», где в сетках развешены фрукты с ценниками. А вокруг – ни души... И это – страна, первыми поселенцами в которой были уголовники!

Вскоре после Милдуры мы пересекли мост через реку Мюррэй, и пейзаж за окном резко изменился: закончились зеленые луга, и началась австралийская полупустыня, знаменитый буш – словом, настоящий аутбэк. От Милдуры до Брокен-Хилла порядка 300 км, и на этом отрезке нам не встретилось ни одного относительно крупного населенного пункта и ни одной бензоколонки. Резко сократилось и количество встречных машин.

Треснувший холм

Брокен-Хилл – это удивительное место. Я провел в нем в общей сложности больше недели, правда, полностью посвятить знакомству с городом я смог лишь первые два дня, пока шли технические инспекции Outback Challenge. Своим рождением Брокен-Хилл обязан «золотой лихорадке» 50–70-х годов XIX века, а точнее тому, что она... закончилась. Золотые прииски Балларата, Оуэнса, Бендиго и горы Александра истощились, и люди, привыкшие добывать богатство с кайлом и промывочным лотком в руках, стали подбирать себе новое занятие. И тут в Австралии нашли серебро…

Чарлз Расп не был профессиональным геологом, он был просто искателем приключений, но при этом слыл хорошо образованным человеком. В 1883 году Расп отправился на поиски серебра, вооруженный лишь брошюркой «Руководство проспектора». Вскоре он достиг места, которое фермеры называли Брокен-Хилл («треснувший холм») изза характерных разломов скальных выходов. Расп взял образцы по всем правилам геологической науки и застолбил участок. Месторождение оказалось богатейшим: в 1885 году созданное Распом акционерное общество Broken Hill Proprietary Limited добыло 3000 тонн серебра стоимостью 42 500 английских фунтов. Рядом с шахтой возник поселок, который быстро стал городом.

Кстати, к своей истории в Брокен-Хилле относятся с пиететом. Например, рядом с первой «шахтой Распа» находится железнодорожный и минералогический музей. Железную дорогу (в Австралии она называется Tramway, «трамвай») дотянули до Брокен-Хилла вскоре после основания города и закладки шахт. В музее собраны фонари обходчиков и образцы их униформы, на сохраненном кусочке рельсовых путей застыли паровозы и вагоны конца XIX – начала XX века.

Брокен-Хилл и сейчас – рабочий шахтерский город. Прямо в городской черте находятся карьеры, где ведется разработка полиметаллических руд (в таком карьере, кстати, прошел один из этапов Outback Challenge), а подъемники действующих ныне шахт видны прямо с главной улицы. А еще с любого места города можно лицезреть стоящее на обрыве здание из стекла и бетона. Это мемориал погибшим горнякам: работа под землей была опасной во все времена и на всех континентах. А рядом с мемориалом здание, еще недавно бывшее главным туристическим объектом Брокен-Хилла, – старая шахта, куда можно было спуститься и ознакомиться с условиями труда и инструментами рабочих прошлого. Увы, в 2007 году экскурсии были запрещены по соображениям безопасности. Неподалеку, в действующей шахте, начались взрывные работы…

И вот еще что мне хотелось бы отметить: улицы в Брокен-Хилле широкие, но... с одной полосой движения в каждую сторону. Еще один, прилегающий к тротуару, ряд полностью отдан под парковки! Да и вообще, город заботится о людях: на всех перекрестках – пандусы для съезда, сильно облегчающие жизнь молодым мамам и инвалидам-колясочникам. Все светофоры имеют дублирующую звуковую сигнализацию для безопасности инвалидов по зрению. Забегая вперед, скажу, что так обустроены абсолютно все перекрестки во всех населенных пунктах Австралии!

Лицо города

И все же лицо любого города определяют живущие в нем люди. Стоило мне выйти из отеля, как буквально через два дома я обнаружил интереснейший магазинчик. При первом взгляде сквозь витрину мне показалось, что здесь торгуют австралийскими сувенирами (настолько экзотично выглядела вешалка с какими-то старыми драными шляпами). Но на самом деле основные покупатели магазина и мастерской Рональда Хилла – вовсе не туристы, а те, кто проводит в аутбэке все свое рабочее время, и прежде всего объездчики окрестных ферм. Здесь «джакару» (так называют австралийских ковбоев) могут купить все, что им нужно: от свэга и рабочей одежды до знаменитых австралийских широкополых шляп. Но самое главное – это собственные изделия из кожи: кнуты, седла, пояса и наплечные системы для ношения радиостанций. Хозяин магазина делает их тут же, на глазах покупателей! Я, кстати, тоже не удержался и купил настоящую «данди-крокодильскую» кожаную шляпу. В отличие от техасских «стетсонов» они тут совсем не дороги. Может быть, потому, что в Австралии такие шляпы носят очень многие.

Дальнейшее мое знакомство с Брокен-Хиллом проходило под патронажем самого настоящего мультимиллионера. Брюс Черч – столп местного общества, при этом большой энтузиаст офф-роуда и очень симпатичный 60-летний дядька. Просьбу показать мне город он воспринял со всей серьезностью и чисто австралийской готовностью помочь. Первым делом отвез меня к своему тезке и другу детства Брюсу Лорду. Причем Черч представил его так: «Когда я в молодости бегал за девчонками, Брюс уже копался в машинах». Начало коллекции «олдтаймеров» еще в 20-е годы положил отец Брюса. Именно он когда-то приобрел отлично сохранившийся до наших дней Overland 1912 года. На нем Брюс в прошлом году ездил своим ходом на фестиваль «олдтаймеров» в Аделаиду, а это более 700 километров! Старый человек, старые машины, ставшие смыслом его жизни...

КРЫЛЬЯ МИЛОСЕРДИЯ

История «Службы летающих докторов» неотделима от биографии ее основателя, преподобного Джона Флинна. В 1912 году молодой пресвитерианский священник начал свою службу в миссии Беллана (штат Северная Территория) и немедленно обнаружил, что на огромную (более миллиона квадратных километров) площадь приходится лишь два дипломированных врача. День за днем в его записях накапливались леденящие душу рассказы о том, как выехавший по срочному вызову доктор смог добраться к больному лишь спустя несколько суток, когда пациент уже умер. Начало XX века было временем больших ожиданий. Газеты пестрели рассказами о рекордах первых авиаторов и чудесных возможностях связи по радиолучу. На мысль о том, что мечта о «мантии безопасности» для жителей аутбэка может стать реальностью при помощи сочетания возможностей авиации и радиосвязи, Флинна натолкнул его друг, Клиффорд Пил, студент-медик, одновременно учившийся в летной школе. Клиффорд не увидел, как его идеи воплощаются в жизнь – в 1918 году самолет лейтенанта Пила был сбит зенитным огнем над немецкими позициями во Франции. Но Флинн не оставлял своих усилий, и в 1928 году пресвитерианская миссия во внутренней Австралии собрала достаточно денег, арендовала четырехместный одномоторный биплан De Haviland DH50, и «Служба меди-цинской авиации» (впоследствии названная «Королевской службой летающих докторов») начала свою деятельность. Первому пилоту RFDS, Артуру Эффеку, приходилось туго: дальние перелеты в открытой всем ветрам кабине и посадки на неподготовленные полосы требовали высочайшего мастерства и мужества. Тем временем служба расширялась. Одна за одной в отдаленных районах появлялись базы «Летающих докторов». Основанная в 1938 году база в БрокенХилле была пятой по счету. Самолеты менялись на более совершенные. Место одномоторных фанерных DH50 и DH83 заняли двухмоторные DH84 Dragon и DHA Drover c закрытыми остекленными кабинами. В настоящее время «Служба летающих докторов» имеет 20 баз, покрывающих всю территорию Австралии, а основу ее флота составляют современные турбовинтовые двухмоторные Beechkraft Kingair 200. Именно такие машины стояли в огромном ангаре на аэродроме Брокен-Хилла, куда меня провел Брюс Черч.

Инженеры и техники как раз занимались тем, что отлаживали на только что пополнившем флот красавце Beechkraft Kingair, превращенном в летающий реанимобиль и имеющем на борту самый совершенный набор медицинского оборудования, систему погрузки носилок с пациентом. Инженер Майк Гроуэм был искренне рад дать все возможные пояснения и ответить на все вопросы. Здесь, в «Службе летающих докторов», работают лучшие в Австралии пилоты, врачи и инженеры. При этом зарплата их несколько ниже, чем в любой авиакомпании или в крупном госпитале: RFDS – некоммерческая структура. Она существует сугубо на поступающие из благотворительных фондов и от частных лиц пожертвования, а также на государственные субсидии, и для пациентов ее услуги совершенно бесплатны. Но при этом все сотрудники искренне гордятся своей работой и тем, что ежегодно они в буквальном смысле спасают тысячи жизней. Кстати, одним из крупнейших жертвователей является CCDA – Австралийская ассоциация любителей внедорожной езды, и на огромном количестве подготовленных для путешествий в буше вездеходов я видел наклейку «Я поддерживаю летающих докторов». Это значит, что владелец машины принимал участие в каком-либо мероприятии, все сборы от которого поступили в фонд службы.

Внимание – кенгуру!

У многих стран есть животные, ставшие их символом. Для Австралии им, вне всяких сомнений, стал кенгуру. Между прочим, само слово «кенгуру» возникло из-за языкового барьера. «Как называется это животное?» – спросил (естественно, по-английски), показывая на странную зверюгу, напоминавшую гигантского тушканчика, Джеймс Кук у встреченных им аборигенов. «Кен гу ру» («Моя твоя не понимай»), – ответили (естественно, по-аборигенски) аборигены. «Мистер Бэнкс, запишите: это – кенгуру!» – обрадованно приказал знаменитый мореплаватель сопровождавшему его биологу… Кстати, сами австралийцы редко говорят «кенгуру» и чаще всего называют этих зверюшек «скиппи» (прыгун).

Они (австралийцы) вообще не любят длинных слов и обожают уменьшительные суффиксы. Например, культовый автомобиль аутбэка, Toyota Land Cruiser 75 Troop Carrier, они называют «труппи», холодильник – «фриджи», его содержимое – «колди», овощи – «веджи». И таких чисто австралийских словечек масса. Например, «барби» в Австралии – это вовсе не кукла, а… жаровня-барбекю для приготовления столь любимых в этой стране стейков. Да что там говорить, если себя, любимых, австралийцы называют «оззи».

Так вот, о кенгуру... Дело в том, что на Зеленом континенте они действительно представляют серьезную проблему, и знаки «Осторожно – кенгуру!» стоят на дорогах отнюдь не ради красоты. Численность крупных видов этих сумчатых – больших серых и рыжих – достаточно высока (хотя специально их никто не охраняет). В сумерках животные собираются на обочинах (поскольку вдоль дорог идут кюветы, а травка в них сочнее) и сотнями гибнут под колесами машин. Причина банальна: кенгуру – животные не только симпатичные, но и… глуповатые. Заслышав шум машины, они сначала застывают на месте, часто даже не поворачивая головы, и, судя по всему, ожидают, что приближающееся рычащее чудовище со светящимися глазами «саморастворится» в воздухе. Когда этого не происходит, скиппи все же решает, что пора удрать в какой-нибудь куст. Но вся проблема состоит в том, что подходящий (с точки зрения кенгуру, разумеется) куст зачастую растет на противоположной стороне дороги. В общем, сумчатое прыгает прямо под колеса, причем в тот самый момент, когда никакого шанса избежать столкновения у водителя уже нет. А поскольку для незащищенного автомобиля это означает как минимум солидный кузовной ремонт, то «кенгурин» в Австралии – это вовсе не модный аксессуар, а насущная необходимость. В крупных городах, конечно, такого не увидишь, но по улицам Брокен-Хилла, Милдуры или Менинди разъезжает множество дорожных седанов с кенгуринами. А однажды я увидел даже Chevrolet Corvette, оснащенный массивной трубчатой конструкцией!

А вообще надо заметить, что в ходе «большого австралийского турне» зоологическая часть моей души получила полное удовлетворение. Я насмотрелся на кенгуру и эму в природе, поснимал в биллабонгах Вьюмонта очковых пеликанов и австралийского варана – гоанну. И, наконец, получил огромное удовольствие от посещения заповедника «Хиллсвилль», где большая часть представителей австралийской фауны, включая коал, разгуливает на свободе или отделена от посетителей символическими заборчиками. А еще в заповеднике ежедневно устраивают великолепное представление с дрессированными хищными птицами. Поверьте, что это и красиво, и познавательно.

Высокая страна

Конечно, в Австралии нет высоких гор со скальными стенами и никогда не тающими шапками ледников. Но здесь есть Водораздельный Хребет, и ту его часть, что расположилась на западе штата Виктория, ХайКантри (High Country, «высокая страна»), не зря называют австралийскими Альпами. О красоте этих мест я наслушался еще в Брокен-Хилле, во время Outback Challenge (кстати, именно здесь та же самая команда организаторов проводит еще одно популярное соревнование – Alpine Challenge). И Леон Джоунс клятвенно пообещал мне организовать коллективный выезд. Сказано – сделано. Коллектив, правда, получился небольшой: на место сбора прибыли лишь две машины. Леон, Карен и Джон разложили на капоте карты и долго обсуждали маршрут вылазки. В конце концов было решено, что мы едем к «хижине Крейга», ну а потом – как получится...

Вообще-то в горах национального парка «Маунт-Стирлинг» много хижин. Они построены для того, чтобы застигнутые снежной бурей туристы могли укрыться и переждать ненастье (да-да, здесь, в горах Виктории, выпадает снег, правда, всего месяца на полтора-два). В каждой из этих хижин есть печка, запас дров и… больше ничего. Замков на дверях, естественно, тоже нет.

А вот «хижина Крейга» была построена в 1982 году совсем в других целях. Это не что иное, как декорация к фильму Джорджа Миллера «Человек со Снежной реки». За пределами Австралии об этом фильме мало кто слышал, но здесь картина является культовой. Во-первых, ее снял самый известный в остальном мире австралийский режиссер. Уж что-что, а его «Безумного Макса» с Мелом Гибсоном вы точно видели. Кстати, и эта лента тоже снималась неподалеку от Брокен-Хилла. Но «Безумный Макс» – это коммерческое творение Миллера, а «Человек со Снежной реки» – кино серьезное.

Тем более что снят этот фильм по мотивам одноименной и не менее культовой поэмы Эндрю «Банджо» Патерсона, поэта, журналиста, бродяги и автора «Вальсирующей Матильды», неофициального гимна Австралии. Кстати, портрет Патерсона украшает десятидолларовую австралийскую банкноту, а под микроскопом можно увидеть, что окружающие портрет разводы состоят из минибуквочек – полного текста поэмы!

Тем более что снят этот фильм по мотивам одноименной и не менее культовой поэмы Эндрю «Банджо» Патерсона, поэта, журналиста, бродяги и автора «Вальсирующей Матильды», неофициального гимна Австралии. Кстати, портрет Патерсона украшает десятидолларовую австралийскую банкноту, а под микроскопом можно увидеть, что окружающие портрет разводы состоят из минибуквочек – полного текста поэмы!

Итак, фильм был снят, а построенные в красивейшем месте декорации превратились в излюбленное место остановки на пикник для всех посетителей национального парка. В 1990 году хижина сгорела, но через три года «Мэнсфильдский клуб 4х4», собрав пожертвования и добровольцев со всей Австралии, восстановил хижину и благоустроил окружающую территорию. В 2003 году по штату Виктория вновь прокатилась волна лесных пожаров, которая не пощадила и хижину. Но добровольцы снова взялись за работу, и в прошлом году хижина была восстановлена в третий раз. Внутри разместилось что-то вроде маленького музея быта фермеров и гуртовщиков прошлого, вокруг – площадки для пикников. Добраться сюда, правда, можно лишь пешком (или на внедорожнике).

Людей надо любить...

Но Австралия – это не только великолепная природа. Есть здесь, конечно же, и большие города. Про Брокен-Хилл я вам рассказал, но это «маленький большой город». А из действительно больших я видел только Мельбурн. Говорят, Сидней – великолепный город, и Брисбен хорош, и Аделаида... Ничего не могу сказать. Но Мельбурн мне действительно очень понравился. А еще, по австралийским понятиям, Мельбурн – это достаточно старый город. Заложил его в 1835 году капитан Джон Бэтмен. Он первым провел корабль по извилистому фарватеру залива ПортФилипп, открыл устье реки Ярры и выкупил за несколько ножей, зеркал, а также небольшое количество муки и табака у местных вождей 500 000 акров земли.

C самого «рождения» Мельбурн соперничал с Сиднеем, и это соперничество будет поострей, чем вечный спор Москвы и Санкт-Петербурга. Прежде всего Сидней возник на месте первого поселения сосланных в колонию каторжников (собственно, город и имя свое получил в честь тогдашнего министра внутренних дел Великобритании, лорда Сиднея), а Мельбурн основали вольные переселенцы с английских островов, и они перво-наперво запретили каторжникам проживание в своем городе. Наиболее бурный период развития Мельбурн пережил в годы «золотой лихорадки». Тогда «самоуправляемая колония Виктория» стала одной из богатейших стран планеты. В городе появились мощеные улицы, роскошные гостиницы, два театра, освещение... Денег было столько, что при строительстве здания парламента весь декор, капители колонн, карнизы, розетки люстр и многое другое было покрыто 24-каратным золотом. Любой может купить билет на экcкурсию и посмотреть на это великолепие, а заодно получить массу любопытных сведений. Например, что штат Виктория по конституции является монархией, и во главе его стоит английский король или королева...

Мельбурн – город очень зеленый. Правда, май в Австралии – самая что ни на есть осень, но это лишь добавляет городу красок. Здесь принято перекусывать, сидя на газонах, тут крупнейший в стране Центр искусств и самый большой стадион. А еще в Мельбурне нет районов массовой застройки с одинаково-безликими многоэтажками. Более того – я вообще не увидел во всем городе двух одинаковых строений! Одним из самых больших парков Мельбурна является парк Домэйн. Здесь расположен главный монумент австралийским солдатам, павшим в Первую мировую. Гранитная пирамида построена так, что один раз в год, в 11 часов утра 11-го числа 11-го месяца, солнечный луч падает через стеклянное окошко на бронзовую плиту с надписью: «Людей надо любить, а не ненавидеть». В Австралии особое отношение к той войне: английские генералы не очень-то берегли солдат австралийского экспедиционного корпуса, и он понес самые высокие относительно численности населения потери среди всех стран-союзников. Австралийцы считают, что именно этот удар окончательно сплотил их как отдельную нацию и сформировал национальный характер.

Mad Max – подлинная история «Черного перехватчика»

Увидев у отеля «Сильвертон» автомобиль самого Макса Рокатинского, Андрей Судьбин засомневался не зря. На самом деле это всего лишь не слишком удачная реплика известного Last V8. Туристические агентства, привозящие людей в Брокен-Хилл, просто не могут не рассказать о местах, где снимался легендарный фильм. Ну что, попробуем разобраться в ситуации?.. Итак, история подлинного «Черного перехватчика» Безумного Макса начинается в 1973 году. Автомобиль сошел с конвейера австралийского завода Ford как серийный Ford Falcon XB GT Coupe. Машина была оборудована двигателем V8 Ford 351 объемом 5,8 литров с четырехступенчатой ручной КПП (что было большой редкостью). Так вот, три года первый хозяин гонял автомобиль так, что был вынужден выставить его на продажу по невероятно низкой цене. В общем, это был идеальный «проект под восстановление».

Этим и воспользовались идеологи и создатели фильма Брайан Кенеди и Джордж Миллер. Дело в том, что бюджет картины был настолько мал, что приобретать новые машины просто не было возможности. Например, все «дымовые эффекты» из выхлопных труб полицейских автомобилей (списанные мельбурнские такси Ford Falcon XB Sedan) были натуральными – их моторы оказались изношенными до предела. Кстати, если вы помните, в начале фильма есть момент, когда полицейский автомобиль врезается в маленький фургончик Mazda Bongo, буквально разрывая его на куски. Так вот, это был личный фургончик Брайана Кенеди!.. Таким образом, мысль о серьезных доработках автомобиля возникла сама собой. Ведь покупка тюнинговых запчастей не сильно дороже сборки из оригинальных. В команду был приглашен известный в то время мастер по тюнингу и стайлингу Мюррей Смит, который и занялся образом XB GT. Сначала были проведены серьезные работы с двигателем. В развал блока установлен механический нагнетатель типа Roots модели Weiand 6-71 c дополнительным топливным инжектором. Но беда была в том, что Weiand не выпускал нагнетатели с принудительным отключением, а режиссер настаивал: момент «включения мощности» должен быть виден невооруженным глазом. Мюррей водрузил на шкив нагнетателя муфту кондиционера и вывел большую красную кнопку на рычаг КПП. Теперь все стало относительно честным.

Надо сказать, что человек он был невероятно упертый, а позиция его заключалась в том, что в этом автомобиле все должно быть по-настоящему. Дымить колесами машина должна самостоятельно, ездить превосходно и звучать зло. Насчет «злого звука»: это тоже идея Смита. Выхлоп H-Pipe с торчащими наружу восемью острыми раструбами дал «Перехватчику» неповторимый звук: отрывистый, глубокий, но резкий. Звукорежиссер плясал от счастья. Причем после тотальной перестройки двигателя, который в итоге развивал мощность около 600 л.с., деньги практически кончились, и внешность дорабатывалась по принципу «как дешевле». В итоге был найден самый недорогой комплект пластикового обвеса под названием Concorde (автор дизайна – Питер Аркадипейн), а накладки на фары взяты от комплекта Monza. Дешевые пластиковые накладки на крылья Torana SLR5000, небольшой спойлер над задним стеклом (автор – Эролл Платт), еще один спойлер на крышке багажника (Питер Аркадипейн, комплект Monza), черная матовая краска и резина B.F.Goodrich T.A. Radial (245/50R14 впереди и 265/50R15 сзади) на колесных дисках Wagon Wheels завершили образ.

Вот такой получился брутальный, мощный и, что самое главное, красивый автомобиль, причем построенный в единственном экземпляре! После съемок Mad Max машина была выкуплена местным коллекционером. В 1978 году судьба заносит автомобиль на страницы частных объявлений о продаже, и след машины теряется на долгие два года. В 1980 году во время начала работ по подготовке второй части Mad Max The Road Warrior у Кенеди и Миллера возник вопрос о постройке точно такого же автомобиля. Но Мюррей Смит не проявил к проекту интереса, а без него смысл воссоздания и вовсе терялся. Посему было принято решение разыскать «Черный перехватчик» любой ценой. После подачи объявлений хозяин машины объявился сам и предложил продать ее за сумму вчетверо большую, чем была потрачена на автомобиль изначально. Впрочем, бюджет «Макса2» уже не был сколочен из карманных денег режиссера и единомышленников...

В итоге работы над машиной свелись к установке двух бутафорских топливных баков и демонтажу крышки багажника. По сценарию машину нужно было разбить, но Джордж Миллер, буквально выстрадавший этот автомобиль, настоял на создании копии именно для аварии. Кстати, разбитая копия была недавно обнаружена на одной из заброшенных свалок Брокен-Хилла и по сей день продолжает там спокойно ржаветь. А оригинальная машина неплохо сохранилась после съемок, лишь получив серию дополнительных вмятин, и снова попала в частные руки. К этому времени «Черный перехватчик» был практически разобран, и остов его пылился рядом с домом Рея Эванса из Аделаиды.

Так вот, сию плачевную картину увидел большой поклонник «Безумного Макса» Боб Форсенкоу. И начался длительный период восстановления. Боб отдал автомобиль в компанию Franklin Side Crash Restorers, где были проведены основные кузовные работы и полная перекраска машины. Мастера Тони и Марио Ромео привели внешность «Перехватчика» в максимальное соответствие с оригиналом. На момент приемки работ сам Мюррей Смит оценил их качество и вынес вердикт: машина восстановлена великолепно.

Затем «Перехватчик» сразу же отправился на шоу редких автомобилей в Лаунсестоун и имел феноменальный успех, завоевав право на участие в постоянно действующей экспозиции Exhibition Buildings, где простоял до 1985 года. Оттуда «Черный перехватчик» попал в Национальный музей Австралии, но в 1993 году один английский джентльмен проявил исключительную настойчивость в приобретении данного редкого экземпляра. Деньги не были для него проблемой, и он сумелтаки выкупить автомобиль. Идея его была проста: создать Музей звездных автомобилей (Cars Of The Stars Museum), где «Черный перехватчик» и находится по сей день в чистоте, порядке и при постоянном уходе. Рядом с ним гордо стоят «Бэтмобиль», «повозка Флинстоунов», DMC-12 из «Назад, в будущее», Ford Taurus, возивший Робокопа (робота-полицейского), а на специальном стенде установлен Porsche 550 Джеймса Дина. Так что... обманули нас австралийцы. Возле отеля «Сильвертон» в Брокен-Хилле стоит одна из реплик, не имеющая даже пластикового обвеса Concorde. Нагнетатель у нее бутафорский, а форма выхлопных труб даже не близка к оригинальной. Да и ездит ли она? Но ничего, туристы со всего мира с удовольствием фотографируют этот автомобиль, попутно прихватывая и название отеля…

Вместо эпилога

Ну вот, как я ни старался вместить все свои австралийские впечатления в рамки статьи, все равно масса интересного осталась за кадром. А ведь страны-то, по большому счету, я так и не увидел, только отдельные ее фрагменты, пусть очень яркие и красивые. Остается только надеяться, что мне повезет и я смогу когда-нибудь продолжить свое открытие Австралии...


текст и фото: Андрей СУДЬБИН


№10 октябрь 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты