Насекомоядные и пресмыкающиеся

I этап Xtreme Rock Racing Series 2008, западный дивизион. США

Одним из обязательных элементов программы весеннего джип-фестиваля в Моабе традиционно становится какоенибудь крупное официальное внедорожное соревнование. Раньше это были этапы чемпионата США по рок-кроулингу. Однако в последнюю пару лет умами и сердцами американцев завладело новое офф-роуд безумие – рок-рейсинг! Его появление внесло сумятицу в стройные ряды гонщиков и организаторов соревнований. В итоге новая дисциплина начала оформляться в некую систему под эгидой новой спортивной федерации – Xtreme Rock Racing Association.

Сложно сказать, кому первому пришла в голову мысль скрестить ежа с ужом (то есть насекомоядное с пресмыкающимся), объединив рок-кроулинг и дрэг-рейсинг. Но гибрид получился на редкость удачным и жизнеспособным. Основная его идея в том, чтобы перемешать на одной трассе скальные препятствия со скоростными участками, а затем выпускать туда спортсменов параллельными курсами в парных заездах. Физический контакт между соперниками исключен: две полосы движения разделены ленточками и специальным средним коридором, в котором могут находиться споттеры. А чтобы свести к минимуму влияние различий в трассах, каждый проходит гонку минимум два раза – по каждому из коридоров движения.

Конституция

Для тех, кто привык к многостраничным регламентам ралли- или трофи-рейдов, правила в рок-рейсинге кажутся обескураживаю -ще простыми. Ездить можно на любом багги, способном преодолеть каменные препятствия на трассе, и выступают все в одном зачете. При этом трасса выдвигает настолько взаимоисключающие требования к машинам, что абсолютного технического преимущества нет ни у одного типа конструкции. Каждый класс в чем-то выигрывает и при этом теряет в другом. В результате очную борьбу на трассе ведут кроулинговые машины классов Modified, Pro-modified и Super-modified, тут же можно увидеть и Moon-buggy. Странно, что в этой компании нет знаменитых «летучих» трофи-траков. Впрочем, дисциплина только развивается, и, глядишь, они еще появятся в каком-либо модифицированном под скальные препятствия виде. В свое время, когда рок-рейсинг только появился, все ожидали, что пройдет немного времени, и спортсмены выведут техническую формулу успеха. Но два сезона позади, а единого рецепта так и нет...

Кстати, как и во многих других видах спорта, американское первенство по рок-рейсингу проходит по зональному признаку. То есть на протяжении всего сезона борьба идет отдельно в западном и восточном дивизионах. А затем в конце сентября состоится финальная гонка, где встретятся лучшие представители обеих половин страны. Правда, распределение сил в финале, судя по всему, будет неравным. Дело в том, что по регламенту в нынешнем сезоне число участников в каждом из дивизионов ограничено 40 экипажами. Но если на западе это количество набралось очень быстро, и в него, похоже, попали даже не все желающие, то на востоке не заявилось и трех десятков машин...

Территория

Трассу для первой гонки сезона подготовили на пустыре, раскинувшемся на окраине города Моаба. Ее можно было бы даже принять за кроссовую, если бы не четыре большие груды валунов и две довольно глубокие ямы. И вот гонщики выстраиваются на линии старта, взмах флага, и две машины, ревя моторами, рвутся вперед. Но прежде чем штурмовать первое скальное препятствие, багги пролетают параллельными курсами череду трамплинов. Самые артистичные пилоты проходят этот участок трассы по воздуху, фактически касаясь колесами лишь гребней. Иные прототипы взлетают выше человеческого роста и проносятся буквально над головами фотографов, собравшихся у заградительной ленты. Но, увы, таких отчаянных «летчиков» все-таки меньшинство. С другой стороны, все прекрасно понимают, что если машина не слишком хорошо сбалансирована, то каждое приземление после такого полета может грозить переворотом через капот (в самом начале гонки происходит несколько таких случаев). Поэтому большинство пилотов ведет свои багги по «волнам» аккуратно и летает невысоко, если вообще летает...

Но вот скоростной участок «упирается» в каменную стенку высотой около трех метров. Гонщики тормозят, включают пониженную и начинают штурм горы. У кого-то это получается легко и с первого раза, кто-то долго тычется в камни, нащупывая верную траекторию, а кто-то в бессилии «зависает» на пол -пути. Секундомер тем временем безжалостно тикает: в двух первых попытках время, отведенное на прохождение трассы, ограничено шестью минутами. Но дальше становится еще сложнее: в третьей и четвертой попытке лимит сокращается до четырех минут. С другой стороны, я должен отметить, что лучшие пилоты укладываются на этой трассе в две...

Наконец-то первое препятствие позади. «Газ» снова в пол, прыжок в яму, вылет из нее, еще секунда - и пора тормозить перед следующим препятствием, которое представляет собой этакий каньон в миниатюре. Причем ни по его «дну», ни по «берегам» не пройти. Камни навалены так, что между ними приходится буквально протискиваться, используя всю величину невероятных ходов подвески (у некоторых багги скрещивание мостов превышает 90 градусов)! Иной раз кажется, что машина уже легла на бок, но это не так, и она продолжает ехать. Затем в самый неожиданный момент автомобиль вдруг выравнивается, выпрыгивает из «шкуродера» и, остановившись на долю мгновения для смены передач, уносится в облаках пыли на разворотный пятачок, чтобы вернуться к только что пройденной каменной ловушке!

Внутренняя и внешняя политика

И вот еще какое наблюдение: несмотря на то что среднестатистическое рок-багги - это открытая клетка на колесах с великолепной обзорностью в любом направлении, каменные препятствия требуют настолько ювелирной рулежки и точного отслеживания положения каждого колеса в пространстве и времени, что пилоту буквально не хватает глаз! Поэтому регламент соревнований допускает наличие двух штурманов в экипаже. Точнее, одного снаружи, а другого - внутри автомобиля (если, конечно, там есть для него место). При этом первому нельзя забегать за ленту на трассу, а второму - вылезать из машины! Так они и работают. Тому, который снаружи, приходится бегать от препятствия к препятствию чуть ли не со скоростью багги. Причем он должен по возможности успевать, так как присутствие внешнего штурмана в особо сложных местах просто необходимо: продираясь чуть ли не на боку сквозь очередной каменный желоб, пилоту часто приходится полагаться только на его видение. При этом штурман, сидящий в правом кресле, следит за ситуацией, держит в голове всю информацию о блокировках и раздельных тормозах, подсказывая пилоту, если тот замешкался или что-то перепутал в азарте борьбы. И лишь в самых критических ситуациях штурманы выскакивают, чтобы размотать лебедку. Но до этого почти никогда не доходит, так как по меркам рок-рейсинга лебедка - это надолго. То есть время, потерянное не лебежение, в подавляющем большинстве случаев компенсировать не удается.

В теплой дружеской обстановке...

Вообще же заездов, закончившихся сходом одного, а то и обоих соперников, в ходе данных соревнований было довольно много. То машину заклинит между камней, то она встанет «на уши», то поломка... В общем, досадных случайностей, по большей части вызванных ошибками экипажа, тут происходит с избытком. Но так как попыток четыре, то шанс исправить неудачный результат тоже достаточно велик. К примеру, победитель нынешнего этапа Брэд Ловелл вообще начал гонку с эффектных «ушей». По его словам, он расстроился настолько, что чуть было вообще не уехал с соревнований. Но затем успокоился, собрался и буквально «втащил» себя в финал. А затем снова собрался и доказал, что на сегодня он лучший. Кстати, сам формат состязания и подсчет результатов тут тоже довольно необычен, хотя и предельно прост. Сначала по сумме времени четырех предварительных попыток выбирается шесть финалистов, которым предстоят еще две попытки. Распределение мест на пьедестале, таким образом, выводится по лучшей сумме шести заездов, которую фиксирует бесстрастный секундомер. Принципы пенализации очень просты и доступны для понимания даже человеку со стороны: порвал ленту ограждения - получи лишнюю минуту, не смог финишировать - получи норматив.

Конец пасхальной недели

Большой гоночный день, начавшийся ранним утром, закончился только на закате. Оно и понятно: только чистое время 86 заездов в общей сложности занимает более семи часов, даже если не считать эвакуацию, поливку трассы от пыли и другие перерывы. А потому несмотря на всю динамику, азарт и эмоциональный накал гонки к вечеру на запыленных лицах и спортсменов, и зрителей, и судей читалась откровенная усталость. Тем более что к концу подходил не только этот день, но и вся неделя внедорожных приключений в Моабе, которую большинство участников и наблюдателей спортивного действа провели здесь же, в ежедневных вылазках на внедорожные маршруты по красным камням восточных отрогов Скалистых гор.


текст и фото: Евгений КОНСТАНТИНОВ

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№5 май 2008

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты