Чебаркульские страусы

«ЗАХА» - финальный аккорд двух чемпионатов

Текст: Александр Иванов
Фото: Александр Иванов

Давным-давно старый аксакал в поношенном халате поведал мне легенду о чебаркульских яйцах. Всякий, кто отведает их, обретает вечную молодость, презрение к богатству и власть над женщинами. Раз в год такое яйцо откладывает сказочная птица – размером со страуса и обликом краше павлина. А найти эту птицу можно лишь на Южном Урале.

Долго я собирался в те края, да все никак. Наконец повод нашелся – «ЗАХА»! А «ЗАХА» в этом году обещала быть удивительной – заключительный этап чемпионата России по трофи-рейдам гармонично переплетался с чемпионатом Урала. А поскольку лидеров друг от друга отделяли считанные очки да и призовой фонд составлял ни много ни мало, а 1700 000 рублей, битва монстров обещала быть нешуточной.

Загрузив в TLC 80 наши нехитрые пожитки, отправились мы с Дмитрием Васильевичем в Челябинскую область (всем сказали, что на «ЗАХУ», а про страусов суеверно помалкивали...).

Чем ближе становились горы, тем ясней понимали мы, что едем в места поистине сказочные. Ночью в Чувашии нас останавливает доблестный страж ГИБДД и вместо того чтобы ободрать нас как липок, всучивает права на имя Марса Юсуповича и техпаспорт на «четверку» загадочного цвета «мурена». Нам, ничего не понимающим, объясняет: «Догнать надо! Догоните – отдадите. Счастливого пути!» Догнали, отдали. Видно, здесь так принято.

В Татарии изумляют дороги почти европейского качества, а в Башкирии местные ковбои запросто перекрывают федеральную трассу, перегоняя через нее многотысячное стадо коров. Когда до первой базы, пансионата Кошкуль, оставалось несколько километров, решили мы в городе Миассе прикупить атлас Челябинской области. Как вы думаете, что находится в магазине под неоновой вывеской «Книги» на центральной улице города? Правильно! Фирменный винно-водочный магазин. В общем, выйдя оттуда с книжками и атласами под мышкой, мы окончательно поняли – вокруг нас царство полной гармонии и чебаркульские страусы должны быть где-то рядом...

День первый

Участники дружно меняют стандартные колеса на более подходящие для трофи размеры, проходят административные и технические проверки, но главная тема дня – общение. Почти все друг друга знают, бар работает, пива – море разливанное, а подсознательно все понимают, что сегодня последний отдых перед тяжелейшим внедорожным марафоном. При этом народ расслабляется настолько, что за 15 минут до окончания оформления всех документов выясняется, что из 42 экипажей 24 не допущены к соревнованиям. Ураган локального масштаба проносится над базой – и снова смех, пиво и болтовня. Все допущены…

День второй

По регламенту соревнований первый этап трофи-рейда приходится на каменный триал. Экипажи выдвигаются в окрестности местного карьера. Это еще то зрелище! Рельсы, проложенные по дну этого рукотворного кратера, напоминают детскую железную дорогу, если на нее взглянуть с высоты пятого этажа. Да что там, БелАЗы, и те просто букашки какие-то! Конечно, от организаторов никто никаких послаблений не ждал, но, увидев три секции при пешем ознакомлении, присвистнули почти все. Задача осложнялась еще тем, что по регламенту штурману запрещалось не только выходить из машины, но и просто открывать дверь для лучшего обзора трассы. Короткая жеребьевка – и экипажи по одному выдвигаются на старт к первой секции (видеооператоры радостно потирают потные ладошки в предвкушении сенсационных кадров). Первый экипаж стартует и… тут же финиширует, предпочтя получить минимум штрафных очков. То же происходит и со вторым, и с третьим, и с четвертым. Наконец находятся смельчаки, которым все нипочем… Но через 5 метров после старта, на первом же гребне, они подвисают так, что снимать их приходится всем миром с помощью трех лебедок, у двух из которых рвутся тросы. Судьи, почесав в затылке, благоразумно закрывают первую секцию.

На второй секции ситуация чуть легче, но и здесь большинство экипажей сразу отказываются от борьбы – стартуют и тут же финишируют. Некоторые начинают, но где-то на середине дистанции сходят с трассы. В общем, когда экипажи Гадасина и Масютина красиво и элегантно проходят этот участок, это сразу же вызывает заслуженный гром аплодисментов. На третьей секции возникает состояние дежа вю. Та же картина – старт и тут же финиш. Хотя было кое-какое разнообразие: у прототипа Гадасина из-за огромной артикуляции мостов с визгом ушла в небо пружина задней подвески, а еще лег на бок, едва не сделав уши, красный Land Cruiser.

Дни последующие

После триала все экипажи перебрались на новую базу – живописнейший берег озера близ деревни Плотинка. Глушь страшная – 18 километров лесовозной дороги от ближайшего асфальта, а в деревне нет даже электричества. Тут-то и должны были развернуться основные события... Единой трассы нет, зато есть 35 точек на площади в 525 кв. км, а на их взятие отводится ровно 56 часов. Ландшафт самый разнообразный: горы под 1000 метров высотой, болота, броды, сосновые и березовые леса. Причем точки организаторами были расставлены таким образом, что, подъехав на 20 метров к заветной цели, экипажам еще предстояло поломать голову, как пройти оставшийся путь и при этом вернуться обратно. Спасала только погода – плюс 20 и на небе ни облачка (организаторы явно рассчитывали на дожди). Но все равно взять точку, находящуюся на почти отвесной гладкой стене на высоте больше трех метров – задача непростая. А для нас, работников фотоаппаратов и видеокамер, задача не меньшей сложности – отыскать участников средь лесов и болот. Дело в том, что каждый экипаж самостоятельно выбирал тактику ведения борьбы, и предугадать логику штурманов не было никакой возможности. Понадеявшись на свою, мы уговорили Олега Майорова отвезти нас на четыре самые удаленные и дорогостоящие точки. Дорога до них заняла около пяти часов и стоила нам дюжины синяков и шишек. Но когда мы оказались на вершине горы и увидели всю эту красоту... Неужели все это наяву?! Первые два экипажа появились часа через два и с ходу двинулись на штурм. И тут же остановились. Путь наверх представлял собой хаотичное нагромождение каменных плит, и все они были «живыми». Ни на один камень нельзя было встать, чтобы не почувствовать его движение. А тут две тонны весом наезжают колесами... Кто-то предпочел винчеваться за редкие березы, кто-то, изображая древних египтян, буквально вручную строил дорогу наверх. Последующим экипажам было легче – они шли почти что по камнной колее. Но повеселились все! На следующий день я, уверенный в своей интуиции, уговорил господина Щербакова, начальника службы эвакуации, отвезти нас на болота. Тут-то ошибочка и вышла! Весь день мотались мы по болотам – и все впустую. За весь день не встретили ни одного экипажа. Вернувшись вечером в лагерь, мы узнали, что началось то, чего никто не мог предвидеть... Ну скажите, зачем мучиться и гробить машину, если заветная печать, которой надо проштамповать карнет, висит на тоненьком шнурочке? Гораздо проще подойти к точке пешком, отрезать, проштамповать, а затем привязать обратно. Некоторые так и поступали... А некоторые, пытаясь выдавить потенциальных соперников из дальнейшего участия в соревнованиях, поступали еще проще: были и порезанные кем-то колеса, и отвернутые болты головки блока, и снятые крышки радиаторов. В общем, выходит, что «бабло побеждает зло», или нет? Ладно, будем считать, что все это дело рук русалок, василисков, леших и упырей. Места-то явно сказочные. Не верите? Сейчас сами убедитесь! Как-то раз в двенадцатом часу ночи подходят к нашему с Дмитрием Васильевичем костру некие страннички и вопрошают: «А не дадите ли вы нам, люди добрые, поворотный кулак? У вас Toyota Land Cruiser 80, у нас 80. Мы-то, к сожалению, свой поворотный раскололи, а вы тут все равно без дела сидите, а нам гонку продолжать!» Ну как людям не помочь? Отдали… И вот уже стоит уже наша бибика на домкрате, у меня слезы на глазах наворачиваются, да и Дмитрий Васильевич пригорюнился. Как же мы теперь отсюда выберемся? Но в три часа ночи по щучьему велению появляется на полянке фирменный Toyota-сервис из славного города Екатеринбурга с новым поворотным кулаком и шустро начинает нам его устанавливать. А затем до кучи новые передние колодки воткнули, шланг тормозной укрепили и стол накрыли. Сказка, да и только!

Соревнования закончились, все вернулись на первую базу, но прежнего оживления уже не было. Награждение было первоначально назначено на девять вечера, но судьям пришлось до глубокой ночи рассматривать бесчисленные протесты и апелляции… В итоге праздничный банкет с награждением начался лишь в четыре часа утра, и ничего радостного в этом событии уже не было… Даже главный виновник торжества Борис Гадасин, сославшись на усталость, ушел спать, и вместо него за многочисленными призами на сцену поднимался его штурман – Игорь Козлов.

Да, похоже, у «ЗАХИ» большие организационно-этические проблемы. И решат ли их организаторы к следующему сезону – покажет время.

Р.S. А чебаркульских страусов мы так и не нашли. А жаль! Может, на следующий год повезет?

РЕЗУЛЬТАТЫ:

ТР3
Гадасин Борис/Козлов Игорь Land Rover Deftnder 90
Лантух Николай/Трукан Андрей Toyota Land Cruiser 73
Копылов Андрей/Зубов Владимир Toyota Land Cruiser 70
ТР2
Эйсмонт Олег/Калегин Дмитрий Toyota Land Cruiser 70
Павелин Евгений/Тютюнник Александр Toyota Land Cruiser 72
Филиппенков Вячеслав/Русинов Павел Toyota Land Cruiser
Абсолютный зачет
Гадасин Борис/Козлов Игорь Land Rover Deftnder 90
Лантух Николай/Трукан Андрей Toyota Land Cruiser 73
Эйсмонт Олег/Калегин Дмитрий Toyota Land Cruiser 70



Борис Гадасин.
пилот, чемпион России и Урала по трофи-рейдам.

ORD: Каковы ощущения дважды чемпионов?

– «ЗАХА» – традиционно крайне интересное соревнование. В этом году трасса была суховата, в этом смысле организаторам не повезло, похоже, они закладывались на дожди. Но дождей не случилось, и трасса оказалась в два раза легче предполагаемой. Организация «ЗАХИ», на мой взгляд, проведена на хорошем уровне. Теперь о спортивной составляющей: обидно, что происходили разборки на финише. В первую очередь это связано с тем, что система контроля за взятием точек, с учетом того, что этот спорт постоянно развивается и становится все более профессиональным, в данный момент крайне несовершенна. Необходимо более жестко контролировать взятие точек.

ORD: Собственные предложения по поводу контроля есть?

– В идеале должны быть профессиональные неподкупные судьи. Конечно, при большом количестве точек это не реально, но судьи – это самый предпочтительный вариант. А если бы они еще и фотографировали взятие точек – было бы очень хорошо. То есть либо фотография, либо видеосъемка. Защиту от некорректного судейства может дать только визуальное изображение. Конечно, можно подделать и аналоговое изображение, и цифровое. Поэтому, лучше проводить видеосъемку в разных ракурсах по 5–10 секунд, дабы полностью исключить возможность подделки.

ORD: А как быть с ночным ориентированием?

Пусть подсвечивают себе фонарем! А снимать на мобильный телефон, а потом иметь разборки с судьями – себе дороже.

ORD: В следующем году на «ЗАХЕ» мы увидим ваш экипаж?

– Надеюсь, что да. Но, к сожалению, судя по настроению официальных лиц, если не будет придумана схема, исключающая подделки и некорректное взятие точек, у «ЗАХИ» в следующем году будут большие проблемы.



Игорь Козлов.
штурман, чемпион России и Урала по трофи-рейдам.

ORD: Что для вас «ЗАХА»?

– «ЗАХА» для нашего экипажа – одна из самых красивых и сильных гонок. «ЗАХА» – заключительная гонка сезона, и поэтому в ней всегда присутствует интрига. Гонка тяжелая и по протяженности, и по ландшафту. Здесь при-сутствует все. Можно начать гонку в болоте и закончить где- нибудь на вершине горы. К этой «ЗАХЕ» мы готовились очень серьезно – хороший результат может дать лишь альянс отлично подготовленных экипажа и техники. Мы на «ЗАХЕ» в третий раз и поэтому знаем, какие сюрпризы здесь можно ожидать.

Но самым тяжелым испытанием на этот раз стала для нас нечестность некоторых спортсменов. Когда люди выходят на старт и начинают обманывать своих соперников – это просто неуважение и к людям и к соревнованиям. Победа любой ценой в данной ситуации – это не победа. Таким способом победа не достигается.

ORD: Как ты думаешь, большой призовой фонд сыграл свою роль в некорректном отношении спортсменов друг к другу?

– Безусловно! С одной стороны, честь и хвала организаторам за то, что они не только замечательно организовали соревнования, но и собрали огромный призовой фонд. Но с другой стороны, необходимо было предвидеть такое развитие событий. Я понимаю, что невозможно рядом с каждой точкой поставить квалифицированного судью, но хотя бы на десяти самых тяжелых и, соответственно, самых дорогих их присутствие было бы кстати. Что я, что Борис – мы люди достаточно обеспеченные, и поэтому нас в первую очередь интересует спортивный результат. Но ввиду того, что мы еще и чиновники, как организаторы «Тосненских болот», нынешняя «ЗАХА» дает лишний повод подумать над системой судейства.

ORD: А что за темная история с отвернутыми болтами на головке блока?

– К сожалению, по машинам нашей команды, в ночь после триала кто-то прошелся. Возникли проблемы не только с нашим автомобилем, но и с машиной экипажа Воликовых. Характер повреждений был приблизительно одинаковый. Также была откручена пробка расширительного бачка. Хорошо, что мы выехали на место старта раньше других, – у нас был запас времени для ремонта, да и головка блока новая нашлась. Наша победа на нынешней «ЗАХЕ» – это заключительный этап огромной подготовительной работы. Да и во время гонки наши механики не спали ни одной ночи. И отдельное спасибо госпоже Фортуне – на этот раз она от нас не отвернулась! Мы с Борисом – играющие тренеры, и поэтому видим все проблемы, возникающие на на чемпионате. Поэтому в межсезонье мы будем искать решение накопившихся проблем. Самый главный вопрос – как застраховать спортсменов и организаторов от нечестной борьбы.

Новый комментарий

Войдите на сайт чтобы получить возможность оставлять комментарии.


№1 ноябрь 2004

Содержание журнала






На главную Карта сайта Поиск Контакты